§ 10. Обобщение по разделам I и II

1. Выскажите свое собственное отношение, в том числе эмоциональное, к обозначенным на «ленте времени» историческим событиям (процессам) и объясните его.

Созыв Всебелорусского съезда — Провозглашение БНР и ее независимости — Создание ССРБ и ее второе провозглашение — Проведение новой экономической политики — Вхождение БССР в состав Советского Союза — Проведение политики белорусизации — Укрупнения территории БССР — Ликвидация безграмотности. Индустриализация. Коллективизация

Я положительно отношусь ко всем этим историческим событиям, т.к. они помогли сформировать белорусскую государственность, укрепить национальное самосознание людей.

2. Найдите и объясните ключевые слова:

В выдержке из обращения «Ко всему Народу Белорусскому» исполкомов Великой Белорусской Рады, Центральной Военной Белорусской Рады, Белорусского исполкома Западного фронта (октябрь — ноябрь 1917 г.):

«Для Белоруссии как страны, разорванной фронтом, наиболее задетой войной, немедленное заключение мира является краеугольным камнем всей политики… Белоруссия должна быть демократической республикой, спаянной с Великороссией… на основе федерации… Вся власть в Белоруссии должна принадлежать Краевой Раде…»

  • Страна, разорванная фронтом — Беларусь в эти времена была ареной боевых действий.
  • Заключение мира является краеугольным камнем — заключение мира было приоритетным (основным) направлением политики, поскольку Беларусь была ареной боевых действий.
  • Федерация — союз нескольких государств, в котором они подчиняются единому центру и при этом сохраняют самостоятельность в решении отдельных вопросов внутренней политики. В федерации действуют единые конституция, органы государственной власти, существует единое гражданство, вводятся общие денежные единицы.

В выдержке из Конституции БССР 1927 г.:

«…Белорусская Социалистическая Советская Республика есть социалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян. Вся власть в пределах Белорусской Социалистической Советской Республики принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».

  • Диктатура пролетариата — означает. что власть находилась в руках рабочих и крестьян.
  • Государство — это политическая форма организации общества, с помощью которой регулируются совместная деятельность и взаимоотношения людей.
  • Пролетариат — один основных классов современного общества, главная движущая сила революционного процесса перехода от капитализма к социализму и коммунизму.

3. Сравните:

Всебелорусский съезд 1917 г. и I Всебелорусский съезд Советов:

Признаки для сравнения Всебелорусский съезд І Всебелорусский съезд Советов
Дата проведения 5-18 декабря 1917 г. 2-3 февраля 1919 г.
Принятые решения Провозглашение республиканского строя на белорусских землях; признание всероссийской советской власти; создание временного органа краевой власти из числа делегатов — Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов; созыв Всебелорусского Учредительного собрания для решения вопроса оформления белорусской национальной государственности; принятие первого пункта резолюции съезда о создании Всебелорусского Совета как временного органа краевой власти. Признание независимости Социалистической Советской Республики Беларуси. Определение территории ССРБ в составе Минской и Гродненской губерний; принятие первой Конституции ССРБ; передача высшей власти съезду Советов, а в период между съездами — Центральному исполнительному комитету; утверждение герба и флага ССРБ; принятие Декларации об объединении Социалистических Советских Республик Литвы и Беларуси (сокращенно Литбел)
Значение в процессе оформления белорусской национальной государственности Съезд являлся этапом в процессе оформления белорусской национальной государственности на советской основе Съезд являлся этапом в процессе оформления белорусской национальной государственности на советской основе

Политику «военного коммунизма» и нэп:

Политика «военного коммунизма» Нэп
1918-1921 гг. март 1921 года
Вводилась продразвёрстка, запрет свободы торговли, вводился натуральный обмен продуктами, промышленности национализировалась, частные предприятия запрещались, вводилась всеобщая трудовая повинность, введение уравнительного принципа оплаты труда Вводился продналог, разрешение свободы торговли, использование товарно-денежных отношений и введение советского червонц, разрешалась мелкая частная собственность, допускался иностранный капитал, разрешался найм рабочей силы и аренда земли, вводился свободный выбор форм землепользования, курс на развитие сельскохозяйственной кооперации, введение различных формы оплаты труда

Подходы В.И. Ленина и И.В. Сталина к определению роли советских республик при создании СССР:

Подход В.И. Ленин Подход И.В. Сталина
«Автономизации» республик: все республики должны были объявить себя составными частями РСФСР и войти в ее состав на правах национально-культурной автономии. Объединение в федерацию, которая представляла собой союз нескольких государств, в котором они подчиняются единому центру с сохранением самостоятельности в решении отдельных вопросов внутренней политики. Конституция, органы государственной власти, гражданство, денежные единицы — всё это было единое для федерации.

План кооперации сельского хозяйства и проведение сплошной коллективизации в БССР:

Кооперация Коллективизация
Заключалась в добровольном вступлении в кооператив и постепенном переходе от простых форм кооперации к более сложным. Заключалась в принудительном объединении индивидуальных хозяйств крестьян в колхозы.

Социально-экономическое развитие Советской Беларуси и Западной Беларуси в составе Польши:

Развитие Советской Беларуси Развитие Западной Беларуси
Успешно проводилась форсированная индустриализация: развивалась промышленность, открывались первые фабрики, первая техника, разрабатывались пятилетние планы развития, вводилась паспортная система, однако колхозникам они не выдавались. В итоге Советская Беларусь превратилась в индустриально-аграрную страну. Для Польши Западная Беларусь была аграрным придатком промышленных районов, рынком сбыта и источником дешевого сырья и рабочей силы. Подавляющее большинство населения было занято в сельском хозяйстве, помещики владели более чем половиной всей земли, а в батрацких хозяйствах земли вовсе не было, однако деревообрабатывающая промышленность достигла высокой степени развития

Политику белорусизации в БССР и полонизации в Западной Беларуси:

Белорусизация Полонизация
Происходил перевод обучения в школах преимущественно на белорусский язык, государственный аппарат и Красная Армия также переводились на белорусский язык. Коренных белорусов выдвигали на руководящие должности. Польский язык и культура насаждались белорусскому населению, проводили ассимиляцию (смешение с поляками), ликвидировались белорусские школы, газеты и журналы, запрещалось пользоваться белорусским языком в государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

4. Приведите исторические примеры, отражающие:

Основные этапы оформления белорусской национальной государственности:

  • Всебелорусский съезд — создании Всебелорусского Совета как временного органа краевой власти;
  • Первая Уставная грамота — провозглашалось право белорусского народа на самоопределение, было создано правительство — Народный секретариат Беларуси;
  • Вторая Уставная грамота — провозглашалось создание Белорусской Народной Республики (БНР);
  • Третья Уставная грамота — провозгласила независимость Белорусской Народной Республики, было принято постановление о придании белорусскому языку статуса государственного;
  • Создание Социалистической Советской Республики Беларуси (ССРБ) — власть в Беларуси закреплялась только за Советами рабочих, крестьянских, батрацких и красноармейских депутатов;
  • I Всебелорусский съезд Советов — была принята первая Конституция ССРБ, утвержден герб и флаг ССРБ, принята Декларация об объединении Социалистических Советских Республик Литвы и Беларуси и официально оформлено название «Литбел»;
  • 31 июля 1920 г. — Второе провозглашение ССРБ.

Попытки осуществления идеи мировой пролетарской революции:

Польско-советская война 1919-1921 гг.

Проведение политики белорусизации:

  • В 1927 г. около 80% служащих в центральных учреждениях власти владели белорусским языком;
  • к 1927 г. доля представителей белорусской национальности (коренных жителей) среди районного начальства увеличилась на 48%;
  • к 1928 г. около 80% общеобразовательных школ было переведено на белорусский язык обучения;
  • в войсках, которые размещались в Беларуси, было введено изучение белорусского языка;
  • в Конституции БССР 1927 г. было законодательно закреплено положение о том, что «ввиду значительного преобладания в БССР населения белорусской национальности белорусский язык избирается как язык, преимущественный для сношения между государственными, профессиональными и общественными учреждениями и организациями».

Проведение форсированной индустриализации в БССР:

  • Индустриализация в БССР проходила форсированными (ускоренными) темпами под лозунгом «Пятилетку — в четыре года»;
  • Одним из методов привлечения рабочих к участию в проведении индустриализации было социалистическое соревнование за достижение лучших экономических результатов — Стахановское движение;
  • В годы первой, второй и третьей пятилеток появились многочисленные фабрики, комбинаты, заводы. В 1935 г. за успехи в экономическом развитии БССР была награждена орденом Ленина. В результате проведения форсированной индустриализации БССР к концу 1930-х гг. превратилась в индустриально-аграрную страну.

Осуществление сплошной коллективизации сельского хозяйства в БССР:

  • «Год великого перелома»: наступление «хлебного кризиса» в деревнях в 1928-1929 гг., когда государство снизило закупочные цены на сельхоз продукцию, в кризисе обвинили зажиточных крестьян, которых называли кулаками;
  • раскулачивание зажиточных крестьян, не желавших записываться в колхозы;
  • формирование материально-технической база, необходимой для дальнейшего индустриального развития республики. Создание машиннотракторных станции, рост численности колхозного крестьянства, более 90% крестьянских хозяйств были объеденены в колхозы. Колхозникам платили не деньгами, а продуктами. по количеству трудодней. Колхозников, которые не выполняли палн, привлекали к административной ответственности. Паспорта колхозникам не выдавали, ограничивали их перемещение по стране.

Развитие образования и науки в БССР:

Работало общество «Долой неграмотность», которое занималось массовым обучением неграмотных, проводились месячники «За грамотность», начали действовать рабочие факультеты для подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в высшие учебные заведения, был создан Институт белорусской культуры (Инбелкульт) для организации научно-исследовательской деятельности по всестороннему изучению Беларуси.

Зарождение белорусского советского искусства:

Значительным явлением культурной жизни стала деятельность Первого Белорусского государственного театра, где состоялась премьера пьесы «Кастусь Калиновский», поставленной белорусским режиссером и спектакль по пьесе Янки Купалы «Здешние». В 1926 г. был создан первый белорусский художественный фильм «Лесная быль» — героико-романтическая картина о Гражданской войне по повести М. Чарота «Свинопас». На киностудии художественных фильмов «Советская Беларусь» была создана кинолента «Золотые огни». По проектам основателя белорусской советской архитектуры Иосифа Лангбарда в Минске были построены Дом Правительства, Дом Красной Армии, главный корпус Академии наук БССР, Белорусский государственный театр оперы и балета. Также строились и другие архетектурные сооружения и памятники.

Политику полонизации в Западной Беларуси:

В результате полонизации в 1938-1939 гг. учебном году в Западной Беларуси не осталось ни одной белорусской школы, хотя число неграмотных среди белорусского населения составляло в 1939 г. почти половину. Прекратилось издание белорусских газет и журналов. Не разрешалось пользоваться белорусским языком в государственных учреждениях и органах местного самоуправления. Несогласных с польской политикой на западнобелорусских землях помещали в лагеря.

5. Объясните причинно-следственные связи между историческими процессами (фактами):

Всебелорусский съезд 1917 г. → провозглашение БНР → образование ССРБ:

Созыв Всебелорусского съезда был вызван необходимостью решить вопрос о белорусской государственности, после разгона съезда часть его депутатов провела подпольное заседание, на котором был создан Исполком Рады Всебелорусского съезда, провозгласивший БНР 9 марта 1918 г. во Второй Уставной Грамоте. Движение за самоопределение белорусского народа, которое воплотилось в провозглашении БНР, вынудило большевистское руководство принять решение о создании белорусского государства на советской основе. Так и была создана ССРБ.

Осуществление политики белорусизации → формирование национального самосознания белорусского народа:

Белорусизация включает в том числе перевод обучения в школах на белорусский язык, перевод государственного аппарата на белорусский язык, переход Красной Армии на белорусский язык, выдвижение представителей белорусской национальности на руководящие должности (коренизация) — появилось понимание собственного исторического пути белорусского народа, так формировалось национальное самосознание.

Проведение ускоренной индустриализации → начало сплошной коллективизации сельского хозяйства:

Проведение коллективизации было необходимой частью индустриализации. Проведение коллективизации объяснялось необходимостью обеспечения города сельскохозяйственным сырьем, продуктами в условиях индустриализации, а также рабочей силой в городах в появляющихся заводах и фабриках. Получали все эти средства за счет деревень, что требовалось при осуществлении форсированной индустриализации. Государство снизило закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что вызвало нежелание крестьян продавать хлеб по низким ценам.

Политика польских властей на «кресах всходних» → развертывание национально-освободительной борьбы в Западной Беларуси:

Западная Беларусь являлась аграрным придатком промышленных районов Польши, рынком сбыта и источником дешевого сырья и рабочей силы. Польша начала проводить политику полонизации на территории Западной Беларуси, ликвидируя белорусский язык во всех сферах жизни: в школах, газетах, журналах, белорусским языком запрещалось пользоваться в государственных учреждениях и органах местного самоуправления. Такая политика польских властей вызвала недоволсьтво у белорусов. Начали появляться различные организации и партии, которые взяли курс на борьбу за самоопределение Западной Беларуси и смену политической власти — таким образом происходило развертывание национально-освободительной борьбы в Западной Беларуси.

6. Докажите, что:

Декреты о мире и земле отвечали интересам трудящихся Беларуси:

Трудящиеся Беларуси ожидали скорейшего окончания войны и право пользования землёй получили все граждане, что они и получили после подписания Декрета о мире и земле.

БНР представляла собой зародыш государственного образования:

БНР не имела ни собственной армии, ни финансовой системы, ни органов власти на местах. Само государство не было признано ведущими странами мира.

ССРБ являлась реальным примером белорусской национальной государственности:

С образованием ССРБ Беларусь обрела все основные атрибуты государственности: территорию с четкими границами, административное деление, центральные и местные органы власти, систему законодательства, признание мировыми державами.

Условия Брестского и Рижского мирных договоров не учитывали интересов
белорусского народа:

По условиям обоих договоров часть белорусских земель находилась под оккупацией. По условиям Брестского мирного договора под германской оккупацией оказалось 4/5 территории Беларуси, которые рассматривались только как зона боевых действий. По условиям Рижского мирного договора значительная часть территории Беларуси — более 110 тыс. км2 — с населением около 4,5 млн человек оказалась в составе Польского государства. В обоих случаях происходило ущемление национальных прав белорусов на оккупированных территориях.

Введение нэпа позволило быстро осуществить послевоенное восстановление хозяйства Беларуси:

Нэп ослабил давление на хозяйства крестьян, введя продналог, и разрешил им свободно принимать участие в торговле излишками своих продуктов. Натуральный обмен продуктами заменялся товарно-денежными отношениями. Разрешались мелкие частные предприятия, наёмный труд, аренда земли, кооперации. Всё это позитивно влияло на состояние экономики. Состояние сельского хозяйства было полностью восстановлено, появлялись новые предприятия и заводы;

В советской общественно-политической системе, установившейся в БССР, государственные функции принадлежали КП(б)Б:

КП(б)Б осуществляла полный контроль над всеми сферами жизни общества. Закреплялся безальтернативный порядок выборов в органы власти, при этом кандидатура всегда согласовывалась с КП(б)Б, которая принимала только тех кандидатов, которые поддерживали политику партии или являлись членами этой партии.

Нарушались национальные права населения Западной Беларуси:

В 1934 г. по распоряжению Ю. Пилсудского был создан концентрационный лагерь, в который помещали всех белорусов, которые были не согласны с политикой поляков. Также Польша проводила полонизацию западнобелорусских земель, ликвидируя где только можно белорусский язык: школы, газеты, журналы, госорганы, органы местного управления.

7. Решите исторические задачи:

Можно ли утверждать, что идея белорусской национальной государственности на советской основе оказалась жизнеспособной? Свое мнение поясните после ознакомления с позицией А.И. Цвикевича.

Да, можно. Идея белорусской национальной государственности на советской осове оказалась жизнеспособной, т.к. после создания ССРБ Беларусь действительно обрела все символы государственности.

Движение за самоопределение белорусского народа, которое воплотилось в провозглашении БНР, вынудило большевистское руководство принять решение о создании белорусского государства на советской основе. Так и была создана ССРБ.

Но БНР не имела ни собственной армии, ни финансовой системы, ни органов власти на местах. Само государство не было признано ведущими странами мира. После окончания первой мировой войны и вывода германских войск с территории Беларуси правительство БНР оказалось в эмиграции.

Становление белорусской советской государственности стало вторым после провозглашения БНР этапом в процессе самоопределения белорусского народа.

Могла ли быть реализована в условиях советской общественно-политической системы того времени научная теория развития и воспитания детей, принадлежавшая Л. С. Выготскому? Свое мнение поясните, ознакомившись со взглядами психолога.

Нет, т.к. Выготский считал, что воспитание заключается не в приспособлении ученика к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за пределы этой среды. Советская системы выступала же не за развитие отдельной личности, а за развитие личности в коллективе.

О каком историческом явлении свидетельствует отрывок из стихотворения, созданного Я. Купалой, Я. Коласом и другими поэтами и вышитого разноцветными нитками на 24 обшитых белым шелком листах, врученных в 1936 г. И.В. Сталину в качестве подарка от белорусского народа?

Письмо рассказывает об истории Беларуси со времен русско-шведских войн. Особое внимание уделено борьбе с белополяками, ведь письмо создавалось в связи с подготовкой к 15-летию освобождения Беларуси от польских войск.

О каком явлении социально-экономической жизни свидетельствует выдержка из фантастической поэмы (стихотворной сказки) «Федос — Красный нос», написанной в 1931 г. молодым белорусским поэтом Кондратом Крапивой?

Выдержка свидетельствует о проведении коллективизации. Из поэмы следует, что крестьянам предложили «Ці калгас, ці Салаўкі» — им дали выбор: или колхоз, или трудовой лагерь, после чего всё население просило записаться в колхоз: «Дзядзя, мілы, запішы».

9. Выступите с презентацией подготовленных вами сообщений.

Сообщения можно найти в конце параграфов:

Сообщение «БНР и ССРБ на пути оформления белорусской национальной государственности: от „государства на бумаге“ до реального государственного образования» — 4 вопрос.

Сообщение «Польско-советская война 1919-1921 гг. глазами враждующих сторон» — 5 вопрос.

Сообщение «Рижский мир в исторических судьбах белорусского народа» — 5 вопрос.

Cообщение «Политика белорусизации: итоги и уроки» — 6 вопрос.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!