Подпишись на наш Instagram, если хочешь сдать экзамены на отлично! @shpory_2020_

§ 8. Политика белорусизации. Развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-1930-е гг.

0. Вопросы внутри параграфа.

В годы белорусизации государственными были объявлены сразу четыре языка: белорусский, русский, еврейский и польский. Почему? Ответьте на этот вопрос, пользуясь данными круговой диаграммы.

Потому что БССР была многонациональным государством (преобладали белорусы, евреи, русские, поляки).

Вспомните стихотворение Кулешова «Прощай…», которое вы изучали в 8-м классе по белорусской литературе.

Бывай, абуджаная сэрцам, дарагая.
Чаму так горка, не магу я зразумець.
Шкада заранкі мне, што ў небе дагарае
На ўсходзе дня майго, якому ружавець.
[...]

Прослушайте песню «Алеся» в исполнении ансамбля «Песняры». Какие чувства вызывают у вас музыка и слова этой песни?

Чувства, которые испытывает человек от несбывшейся любви.

Определите, какими чувствами и мотивами руководствовался М. Чарот, создавая эти стихотворения.

Чарот руководствовался чувством патриотизма и желанием разбудить национальное самосознание людей.

Определите, в чем состояла суть взглядов А. Л. Чижевского на процессы физической и органической жизни на планете Земля.

Он считал важным влияние солнечной активности на физическую и органическую жизнь на планете Земля, в том числе на важнейшие события в истории человечества.

Почему современники ученого называли его «Леонардо XX века»?

Потому что темы его изучения были сенсационными, он основал новые научные направления.

1. Определите, какие из мероприятий политики белорусизации способствовали формированию национального самосознания представителей белорусской нации.

Перевод обучения в школах на белорусский язык, перевод государственного аппарата на белорусский язык, переход Красной Армии на белорусский язык, выдвижение представителей белорусской национальности на руководящие должности (коренизация).

2. Каким образом решалась задача ликвидации безграмотности в БССР

Работало общество «Долой неграмотность», проводились месячники «За грамотность». Был завершен переход ко всеобщему обязательному начальному обучению.

3. Перечислите произведения белорусской советской литературы, изобразительного, театрального искусства и кино, в которых отображались исторические события.

Повесть Якуба Коласа «Трясина»; пьеса «Кастусь Калиновский»

4. Какие из архитектурных памятников, построенных в 1920-1930-е гг., по вашему мнению, можно разместить в рубрике «Культурно-историческая среда»? Используйте интернет-ресурсы. Свой ответ обоснуйте.

В данной рубрике можно разместить головное отделение Банка Польского в Бресте (1925 г.), жилой дом в Молодечно в закопанском стиле (1925 г.), Гимназию Кароля Хадкевича в Лиде (1929 г.), Костел Матери Божьей в Солах, Дом офицеров в Гродно.

Это значимые архитектурные памятники 1920-ых — 1930-ых годов. Каждый из них — уникален.

5. Объясните, почему комплекс мероприятий, направленных на коренную перестройку в области культуры, образования и науки, литературы и искусства в 1930-е гг., получил название «культурная революция».

Потому что новой власти требовалось насадить новую культуру, которая отражала бы особенности социалистического строя, разрушив при этом прошлую.

6. Подготовьте сообщение «Политика белорусизации: итоги и уроки» и презентуйте его при проведении урока обобщения по разделам I и II.

Cообщение «Политика белорусизации: итоги и уроки»

Белорусская элита положительно встретила белорусизацию. Недовольство высказывали представители элиты национальных меньшинств. Белорусизация для них была средством насильственного насаждения белорусского языка и признак национализма и ущемления их прав.

Изменения проходили слишком быстрыми темпами с опорой на насилие, нарушался принцип добровольности. На работу принимали не по профессиональным навыкам, а, зачастую, отталкиваясь от знания языка.

В конце 1920-х гг. проведение белорусизации было остановлено. И многих деятелей белорусской культуры и политики обвинили в национализме. Многие были осуждены.

Положительным было то, что завершился процесс становления белорусской нации, развивалось национальное самосознание, росла общественная и политическая активность белорусов.