Практ. 1. По разделу 1, стр. 69-70
1. Работа с лентой времени.
Начертите ленту времени. Отметьте на ней события, упомянутые в заданиях. Выполните расчеты.
1. Определите, что произошло раньше и на сколько: гибель Трои или падение Ниневии.
Гибель Трои — 1190 г. до н. э.
Падение Ниневии — 612 г. до н. э.
Раньше произошла гибель Трои (на 578 лет).
2. Сколько лет продолжались походы Александра Македонского? Кто был его современником в странах Востока?
Походы Александра Македонского продолжались с 334 по 324 годы до н. э. (10 лет).
Его современником в странах Востока был Дарий III.
3. Посчитайте, сколько лет прошло от победы греков в войнах с персами до начала Пелопоннесской войны.
Победа греков в войнах с персами — 449 г. до н. э.
Начало Пелопоннесской войны — 431 г. до н. э.
От победы греков в войнах с персами до начала Пелопоннесской войны прошло 449 - 431 = 18 лет.
4. Последние Олимпийские игры древности состоялись в 393 г., после чего были запрещены римским императором Феодосием. Сколько лет продолжались Олимпийские игры? Сколько игр за это время состоялось?
Первые Олимпийские игры прошли в 776 г. до н. э.
Последние Олимпийские игры древности состоялись в 393 г.
Олимпийские игры продолжались 1169 лет.
За это время состоялось 293 игры.
2. Объясните причины и последствия важнейших событий в истории Древней Греции: Великой греческой колонизации; греко-персидских войн; Пелопоннесской войны; походов Александра Македонского.
Причины Великой греческой колонизации
1. Рост населения.
2. Бегство от тирании
3. Нехватка свободных земель.
4. Поиски спасения от нищеты.
Последствия Великой греческой колонизации
1. Подъем хозяйственной жизни, торговли и кораблестроения.
2. Формирование у греков чувства принадлежности к единому народу.
Причины греко-персидских войн
1. Захватническая политика персидских правителей.
2. Стремление к становлению господства персов на Эгейском море.
3. Стремление греческих городов к независимости и восстановлению торговли в прежних объемах.
Последствия греко-персидских войн
1. Вырос авторитет Афин.
2. Греки отстояли свою независимость.
3. Персия признавала независимость греческих городов Малой Азии.
4. Запрет для персидских кораблей на выход в Эгейское море.
5. Множество пленных и рабов.
6. Греки получили контроль над Чёрным и Эгейским морями.
Причины Пелопоннесской войны
Борьба за господство в Греции и Средиземноморье.
Последствия Пелопоннесской войны
1. Упадок Афин.
2. Гибель людей.
3. Разорение населения.
4. Вмешательство Персии в дела Греции.
Причины походов Александра Македонского
1. Продолжение политики отца (Филиппа II) по установлению повсеместной власти над греческим населением.
2. Расправа над главным противником Греции — Персией.
Последствия походов Александра Македонского.
1. Была создана огромная держава от Греции до Индии.
2. Покоренные народы стали принимать греческие обычаи и достижения. Древнегреческий язык стал общим языком для населения этих стран.
3. Греческая культура все больше переплеталась с местными традициями, с культурой завоеванных народов. Возникла эллинистическая культура.
3. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение и презентацию (5—6 слайдов) о выдающемся деятеле Древней Греции.
Архимед (287—212 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
Уроженец и гражданин Сиракуз (остров Сицилия). Образование получил в Александрии, величайшем культурном центре античного мира. Архимеду принадлежит ряд важных математических открытий и открытий в области физики.
Во время 2-й Пунической войны (218—201 гг. до н. э.) перешедшие на сторону Карфагена Сиракузы подверглись римской осаде. Архимед прославился активным участием в обороне города. Он создал множество боевых машин, надолго отсрочивших взятие Сиракуз. Возможность существования некоторых из этих механизмов до сих пор вызывает сомнение у ряда учёных (несмотря на прямые свидетельства античных авторов). Так, Архимеду вроде бы удалось сфокусировать солнечный свет с помощью гигантского зеркала и направить полученный луч на вражеские корабли.
При взятии Сиракуз учёный был убит римскими солдатами.
Скачать презентацию: Archimed.ppt
4. Заполните в тетради сравнительную таблицу.
Вопросы для сравнения | Афины | Спарта |
Состав населения | Демос, знать, рабы-чужеземцы. | Спартиаты, илоты и периэки. |
Основные занятия населения | Земледелие, ремесло, торговля. | Спартиаты всю жизнь посвящали военным упражнениям, много воевали со своими соседями и преуспели в военном деле. Илоты трудились на земле. Периэки занимались торговлей и ремеслом. |
Управление | Высшим органом власти стало Народное собрание. Закладываются основы демократии. | Основными органами власти были Совет старейшин и Народное собрание. Власть немногих — олигархия. |
Достижения | Центр греческой культуры и самая прославленная в мире демократия. | Высокий уровень военного искусства. |
Обсудите итоги с одноклассниками. Сделайте выводы о сходствах и отличиях.
Сходства:
— в двух полисах население делилось на категории;
— основные занятия населения были одинаковыми.
Отличия:
— В Афинах равными правами пользовались все граждане. Полностью бесправными были только рабы.
5. Творческие задания.
Выполните одно из заданий на выбор и представьте его одноклассникам.
1. Создайте кроссворд по теме «Древняя Греция», используя только: а) имена; б) понятия; в) достижения культуры.
б)
1. Свободный человек, имевший право участвовать в управлении государством, владеть землей, обязанный участвовать в народном ополчении в случае внешней угрозы. (Гражданин)
2. В переводе с греческого — власть народа. (Демократия)
3. Форма правления, при которой власть принадлежит группе аристократов или богачей, то есть немногим. (Олигархия)
4. Люди, которые для древних греков были чужеземцами, говорили на непонятном им языке. (Варвары)
5. Место народных собраний у греков. (Агора)
6. Так по-другому назывался город-государство в Древней Греции. (Полис)
2. Нарисуйте картосхему местоположения семи чудес света. Проведите виртуальную экскурсию, расскажите о каждом памятнике.
Скачать презентацию: Sem-chudes-sveta.pptx
3. Составьте план Афинского Акрополя и проведите виртуальную экскурсию. Расскажите о его достопримечательностях.
Скачать презентацию: Afinsky-Akropol.ppt
4. От имени афинянина, жившего во времена Перикла, составьте речь, прославляющую родной город.
Я афинянин и очень горжусь этим! Мое государство Афины – самое богатое, процветающее и сильное! У нас демократия, и это прекрасно. На Народном собрании мы решаем самые важные вопросы: объявляем войну и заключаем мир, принимаем законы, выбираем архонтов, стратегов и других должностных лиц. Наш правитель Перикл защищает интересы большинства афинских граждан. Он ввел оплату должностей. И даже самые бедные граждане получили право занимать любые государственные должности.
Наш полис – самый красивый в Греции! Величественные храмы, общественные здания, крепостные стены, свидетельствуют о процветании и богатстве Афин и афинской демократии. Наш порт – центр международной торговли. Все купцы мира съезжаются торговать к нам.
Я счастлив, что живу в Афинах!