Раздел I

1. Какому достижению (открытию, изобретению) XIX — начала XX в., по вашему мнению, следует воздвигнуть памятник как символу индустриальной цивилизации? Придумайте такой символ, нарисуйте или представьте его одноклассникам в электронном виде.

Символ индустриальной цивилизации – паровоз, изобретение которого в 1803 году произвело настоящую революцию в сфере транспорта.

2. Начертите графическую «ленту времени» в тетради и заштрихуйте полосы, соответствующие продолжительности промышленной революции в Англии, других странах Европы, США и России. (Задание можно выполнить и в электронном виде.) Используйте для этого таблицу.

На основании проделанной работы и изученного материала сделайте вывод о причинах завершения промышленной революции в различных странах мира в разное время.

Ответ: Англия опережала другие страны по уровню развития, поэтому в этой державе раньше завершилась промышленная революция. Во Франции процесс замены ручного труда машинным получил распространение лишь в период июльской монархии 1830-1848 гг. Поздний переход от мануфактуры к индустрии в Германии объясняется раздробленностью немецких земель и феодальными пережитками. Но структура производства оказалась более совершенной, чем в Англии, что объясняет высокие темпы промышленной революции.

3. Какие изменения в социальной структуре и жизни общества вызвала промышленная революция? Почему стали возможны такие изменения?

Промышленная революция формировала нового человека. От него требовалось выполнять у станка однообразные операции, постоянно взаимодействуя с другими работниками. Такой наемный работник не мог стать самостоятельным производителем, т.к. он становился частью единого трудового коллектива. Машины позволили упростить труд, что вовлекло в процесс не только мужчин, но и женщин, и детей. Побочным эффектом этого стал рост детской смертности, а положительным — введение начального образования для детей до 14 лет.

4. XIX столетие считают веком революций и социальных потрясений. Абсолютный рекорд принадлежит Испании — пять революций в течение столетия. Немногим уступила Франция — четыре революции. В 1848—1849 гг. мощная волна революций прокатилась почти по всем европейским странам. Что нового привнесли революции XIXв. в формирование буржуазного общества и развитие идеи прав человека? Можно ли было избежать революционных выступлений?

Революции XIX века способствовали изменению политических режимов (зародилось много республик), получили развитие права человека.

Избежать революционных выступлений было нельзя, т.к. в отличие от человека предыдущей цивилизации европеец хотел все контролировать и видоизменять. Поэтому для XIX века характерны революции и многочисленные попытки переустройства мира насильственным путем.

5. Как вы думаете, почему именно в XIX в. особенно остро встал вопрос об образовании национальных государств? Назовите последствия решения этого вопроса для Европы.

В XIX веке началась борьба за передел мира. Эта борьба и противоречия между великими державами привели к разрушительной Первой мировой войне 1914—1918 гг.

6. Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать политический лидер? Каково влияние такой личности на развитие исторического процесса? Подумайте, кто из государственных и общественных деятелей внес наиболее значительный вклад в развитие стран Европы в XIX в. Объясните, почему вы так считаете.

Политический лидер должен обладать целеустремленностью, решительностью, аналитическими способностями, управленческими навыками, тактичностью, честностью, умением убеждать, сильным характером и волей. Большинство лидеров обладали этим набором качеств и играли большую роль в развитии исторического процесса.

Значительный вклад в развитие стран Европы в XIX в. внес Наполеон Бонапарт (он изменил ход истории не только для Франции, но и для всей Европы). К. Маркс и Ф. Энгельс сыграли ключевую роль в истории рабочего движения: они создали новое революционное движение — марксизм и первую международную массовую организацию рабочих — Международное товарищество рабочих (I Интернационал).

7. Создайте ментальную карту «Завершение территориального раздела мира к началу XX в.», где отобразите: а) крупные державы этого времени; б) направления колониальной экспансии; в) важнейшие колонии европейских стран. Представьте результаты своей работы классу и прокомментируйте их.

8. Подготовьте виртуальную выставку произведений выдающихся европейских художников XIX в. (Создать галерею можно в сервисе Google Art Culture.)

Франсиско Гойи («Семья короля Карла IV», «Восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.»), Эжен Делакруа («Свобода, ведущая народ»), Г. Курбе («Дробильщики камня»), Ж. Милле («Веяльщик», «Сборщицы колосьев»), К. Моне («Впечатление. Восход солнца»), Одилон Редон («Плачущий паук»).

Произведения 1800-х в сервисе Google Art Culture.

Ссылка на презентацию PowerPoint: Evropeyskie_khudozhniki.pptx

9. Охарактеризуйте основные направления развития стран Западной Европы в XIX — начале XX в. Составьте тезисный (краткий) план ответа.

  1. Экономическое развитие. Рост промышленного производства, развитие металлургии, машиностроения, транспорта.
  2. Развитие сельского хозяйства. Кризис сельского хозяйства. Развитие транспорта привело к тому, что продукция из США, например, была дешевле европейской.
  3. Колониальная экспансия. Завершился процесс создания колониальных империй. Крупнейшие европейские колониальные державы: Великобритания, Франция, Германия
  4. Политическое развитие. Марксизм – доминирующая идеология рабочих. 1-ый и 2-ой Интернационал.
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_8, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!