§ 25. Развитие культуры Советской Беларуси в межвоенный период
1. Охарактеризуйте политику Советского государства в области культуры.
С конца 1920-х гг. культуру стали считать «орудием социалистического строительства», и образование, наука, искусство развивались под контролем партии и государства. Власть вела антирелигиозную политику: в 1918 г. церковь отделили от государства, школу – от церкви, утвердили атеизм, закрывали храмы и преследовали священников, особенно в 1937–1938 гг.
2. Составьте ментальную карту «Культурная революция в СССР», отразив в ней суть, цели, последствия и значение культурных преобразований.
«Культурная революция» – преобразования 1920–1930‑х гг.: ликвидация неграмотности, создание советской школы, подготовка новой интеллигенции и «пролетарской культуры». Цель – воспитание человека эпохи социализма; итог – рост грамотности и развитие науки, литературы и искусства при усилении контроля государства.
3. Перечислите основные достижения в развитии системы образования в БССР в 1920 – 1930-е гг. Какое из них вы считаете основным и почему?
Увеличили финансирование образования, к концу 1930‑х ликвидировали массовую неграмотность, по переписи 1939 г. грамотность составила почти 80%. В 1930‑е оформилась сеть внешкольных учреждений, а школа стала более чётко ступенчатой: начальная (1-4), неполная средняя (1-7, обязательная с 1932 г.) и средняя (1-10). Также развивались вузы: БГУ работал с 1921 г., расширяли сеть вузов и техникумов. Главное – ликвидация неграмотности, потому что без неё нельзя учиться дальше.
4. Подготовьте краткое сообщение об одном из деятелей белорусской науки межвоенного периода и его вкладе в развитие БССР.
Всеволод Макарович Игнатовский был первым президентом Белорусской академии наук: 1 января 1929 г. академию официально открыли после реорганизации Инбелкульта, и Игнатовский одновременно стал директором Института истории Белорусской академии наук. Это важно для БССР, потому что так появилась главная научная организация республики и укрепилась работа научных институтов.
5. Назовите основные тенденции в развитии культуры БССР 1920–1930-х гг.
Ликвидация неграмотности и развитие школы, рост науки и институтов, развитие литературы и искусства под контролем государства, социалистический реализм, развитие театра, музыки, кино и радио, расширение музеев, переход в архитектуре от конструктивизма к «сталинскому неоклассицизму».