§ 17. Тенденции исторического развития в 1917-1945 гг.
1. Дайте определение термину «Новейшая история». Назовите ее периоды. Определите три исторических факта (события, явления или процесса), наиболее значимых для каждого периода Новейшей истории. Свой выбор объясните.
Новейшая история – это период истории с 1917 года (Первая мировая война и революции) до наших дней.
Периоды и значимые факты:
Межвоенный период (1918–1939): создание Версальско-Вашингтонской системы – попытка установить новый порядок после войны; возникновение фашизма и нацизма – подготовило почву для новых конфликтов; великая депрессия 1929–1933 – экономический кризис, усиливший нестабильность.
Вторая мировая война (1939–1945): нападение Германии на Польшу (1939) – начало войны; победа антигитлеровской коалиции – перелом в мировой истории; создание ООН – попытка предотвратить новые войны.
Послевоенный период (1945 – наши дни): начало Холодной войны – противостояние СССР и США; деколонизация – освобождение стран Азии и Африки; развитие информационных технологий и глобализация – изменили жизнь всего мира.
2. Охарактеризуйте Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений. В чем заключалась ее противоречивость? Почему Версальско-Вашингтонская система не смогла уберечь мир от Второй мировой войны?
Это система договоров после Первой мировой войны, чтобы установить новый порядок и не допустить новой войны.
Противоречивость: жесткие условия для побежденных (особенно для Германии), не учитывались интересы всех стран (например, СССР и Китай не участвовали), новые границы часто не совпадали с реальным расселением народов.
Система не смогла предотвратить Вторую мировую войну, потому что вызвала недовольство и желание реванша у побежденных, Лига Наций была слабой и не могла остановить агрессию, многие страны остались вне системы и не поддерживали ее решения.
3. Согласны ли вы с утверждением: «Образование СССР имело значение для всей мировой истории»? Свое мнение аргументируйте.
Да, согласен.
СССР стал первой страной социализма, изменил баланс сил в мире, стал примером для других стран, поддерживал революции, сыграл ключевую роль в победе над нацизмом, после войны влиял на процессы деколонизации и был одним из двух мировых лидеров в Холодной войне.
4. Почему межвоенный период стал временем расцвета идеологий национализма и милитаризма, фашизма?
После войны были экономические и социальные трудности, люди искали простые объяснения своих бед, усилился национализм. Фашизм и нацизм обещали восстановить «величие нации», использовали милитаризм для достижения целей, подавляли инакомыслие. Версальский договор унизил Германию, что способствовало росту реваншизма и экстремистских идей.
5. Выделите основные тенденции в развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки в межвоенный период. Конкретизируйте их фактами.
Усиление борьбы за независимость (например, движение Ганди в Индии, восстания в Египте и Марокко); модернизация и реформы (например, реформы Ататюрка в Турции); экономические трудности и зависимость от экспорта сырья (Латинская Америка); усиление колониального контроля в Африке, эксплуатация и бесправие местного населения; в некоторых странах возникли авторитарные режимы (Аргентина, Бразилия).