§ 14. Развитие культуры Беларуси в XIX – начале ХХ в.

1. Охарактеризуйте основные тенденции в развитии науки, техники и культуры в XIX – начале ХХ в. Какими событиями, явлениями, процессами они были обусловлены?

В XIX – начале XX века появились новые изобретения (например, паровой двигатель), началось фабричное производство, развивалась промышленность, транспорт и связь. Это привело к техническому прогрессу, изменению жизни людей, появлению новых проблем и новых идей в культуре (оптимизм и вера в науку, но также пессимизм и страх перед новым).

2. Приведите аргументы в подтверждение суждения о том, что технический прогресс существенно изменил жизнь людей в XIX – начале XX в.

Появились машины, которые стали частью повседневной жизни. Изменился образ жизни людей, появились новые профессии. Развился транспорт и связь, стало легче перемещаться и общаться. Появились новые проблемы: люди чувствовали неуверенность, появлялись пессимистические настроения.

3. Назовите основные особенности развития культуры Беларуси в XIX в. Чем они были обусловлены?

Культура Беларуси развивалась под влиянием Польши и России. До 1830-х годов было сильное польское влияние (шляхта, католичество). После восстания 1830-1831 гг. усилилось российское влияние (русский язык, православие). Белорусские традиции и язык сохранялись в крестьянской среде. Началось формирование новой белорусской литературы и литературного языка.

4. Заполните таблицу «Система образования Беларуси в XIX – начале XX в.».

Ступени образования 1-я половина XIX в. 2-я половина XIX – начало XX в.
Начальное Начальные школы для низших сословий, церковные и приходские школы Начальные народные училища, школы грамоты, церковно-приходские школы
Среднее Классические 7-классные гимназии, уездные 4-классные училища, коллегиумы Классические гимназии (гуманитарный профиль), реальные училища (естественно-научный и математический профиль)
Профессиональное Практически отсутствовало Торговые, ремесленные, музыкальные, медицинские, художественные и другие профессиональные учебные заведения
Высшее Виленский университет, Полоцкая иезуитская академия (до их закрытия) Высших учебных заведений не было, образование получали в университетах Российской империи или за границей

5. Назовите 5 произведений белорусского искусства XIX в. (живописи, архитектуры, литературы), которые, по вашему мнению, могут являться предметом гордости современных белорусов.

Комедия Винцента Дунина-Марцинкевича «Идиллия», картина Валентия Ваньковича «Мицкевич на скале Аю-Даг», картина Ивана Хруцкого «Цветы и фрукты», дворцово-парковый комплекс в Гомеле (пример белорусского классицизма), книга Яна Барщевского «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах».