§ 13. Белорусское общество в начале ХХ в.
1. Перечислите возможные факторы роста населения страны. Какой из них был определяющим для белорусских губерний в конце XIX – начале XX в.?
Факторы:
– Натуральный прирост (разница между рождаемостью и смертностью)
– Переселения (миграция из других регионов)
– Улучшение условий жизни и медицины
Для белорусских губерний определяющим фактором был натуральный прирост – то есть рождаемость была выше смертности. Переселения из других регионов почти не влияли на рост населения.
2. Объясните значение указа Николая ІІ «Об укреплении начал веротерпимости» для белорусского общества начала ХХ в.
Этот указ дал людям больше свободы выбирать свою религию. Теперь можно было переходить из одной веры в другую, и отменялись ограничения для неправославных христиан. Это сделало общество более терпимым к разным религиям, хотя православие всё равно оставалось главной религией в государстве.
3. Как изменилось отношение к образованию белорусских крестьян на рубеже XIX – начала XX в.? Объясните причины этого изменения.
Раньше крестьяне не хотели отдавать детей в школу, боялись, что их заберут в армию. Со временем они стали понимать, что образование помогает «выйти в люди» и улучшить жизнь. Причина – развитие экономики и общества, появилась потребность в грамотных людях, и крестьяне увидели пользу от образования.
4. Назовите факторы, влиявшие на формирование интеллектуальной элиты белорусов в конце XIX – начале XX в. Какие из них оказывали положительное, какие – негативное влияние?
Положительные факторы:
– Рост системы образования
– Развитие медицины
– Потребность общества в науке, литературе, искусстве
Негативные факторы:
– Отсутствие высших учебных заведений и научных организаций в Беларуси
– Власти ограничивали развитие национальной интеллигенции, старались укрепить русское влияние
5. Подготовьте сообщение (презентацию) о развитии образования в Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ в.
Во второй половине XIX – начале XX века в Беларуси происходили важные изменения в сфере образования. Развивалась система школ, увеличивалось количество учебных заведений. Особенно быстро росло число школ в начале XX века – их открывалось в 3–7 раз больше, чем в 1890-х годах. Крестьяне стали понимать важность образования для своих детей и сами организовывали школы. Уровень грамотности постепенно рос: если в 1897 году грамотными были примерно 23–34% населения, то к началу Первой мировой войны число учащихся в школах почти удвоилось. В Минской губернии, например, доля школьников выросла с 3,5% до 6%. Эти изменения были связаны с развитием экономики и потребностью в образованных работниках.