§ 6. Беларусь в составе Российской империи в начале ХІХ в.
1. Какие изменения произошли в административно-территориальном устройстве и системе государственного управления белорусских губерний после их вхождения в состав Российской империи?
Территория Беларуси была разделена на генерал-губернаторства, губернии и уезды (поветы). Введена новая система управления: высшая власть – император, исполнительная – министерства. Главой генерал-губернаторства был генерал-губернатор, подчинявшийся императору. Губернию возглавлял губернатор, подчинявшийся министру внутренних дел и генерал-губернатору. Местное самоуправление стало сословным: дворянские, городские, крестьянские органы. Большинство руководящих должностей занимали российские дворяне. Местная знать могла занимать должности только при лояльности к российской власти. Шляхта потеряла политические права, но могла сохранить имущество и стать российским дворянством.
2. Проследите, как менялась политика российского правительства на территории Беларуси после восстания 1830-1831 гг. В чем заключались причины и характер ее изменений?
После восстания усилились ограничения и запреты для полонизированной шляхты и католичества. Был закрыт Виленский университет, польский язык в образовании заменялся русским. Отменено действие Статута ВКЛ 1588 г. Произошло воссоединение униатской церкви с православной (Полоцкий собор 1839 г.). Создан Комитет западных губерний для усиления контроля. Политика стала унификаторской: стремились сделать западные губернии похожими на внутренние российские.
Причина изменений – желание предотвратить новые восстания и усилить контроль над регионом.
3. Заполните таблицу «Изменения в положении различных слоев населения Беларуси в первой половине XIX в.». Сделайте вывод.
Шляхта | Мещане | Крестьяне | Духовенство |
---|---|---|---|
Потеряла политические права, но могла получить статус российского дворянства при лояльности. Мелкая шляхта переводилась в податные сословия. | Лишились магдебургского права, но получили права по «Грамоте на права и выгоды городам». В городах сохранялись имущественные и возрастные цензы. | Сохранялось крепостное право, положение почти не изменилось. Введён подушный налог, рекрутская повинность. Были небольшие налоговые льготы. | Служители православной, католической и униатской церквей. После 1839 г. униаты присоединены к православию. Усиливалось влияние православия. |
Вывод:
Положение всех слоёв населения ухудшилось или почти не изменилось, особенно у крестьян. Шляхта потеряла политические права, мещане – городские свободы, духовенство – религиозную самостоятельность. Усилился контроль со стороны российской власти.
4. Перечислите факторы, изменившие этноконфессиональный состав населения белорусских губерний в первой половине XIX в.
– Присоединение к Российской империи и административные реформы.
– Введение черты оседлости для евреев (евреи могли жить только в определённых местах).
– Усиление позиций православия, ограничение католичества и униатства.
– Воссоединение униатской церкви с православной (1839 г.).
– Миграция и переселения разных народов.
– Политика по унификации и русификации населения.
5. Подготовьте сообщение-презентацию «Учреждения образования в Беларуси в первой половине XIX в.». Охарактеризуйте уровень образования населения белорусских губерний. Что препятствовало более широкому распространению образования?
Учреждения образования: в начале XIX в. существовали начальные школы, гимназии, Виленский университет (до 1832 г.); образование было сословным: высшее – только для дворян, начальное – для низших сословий; в начальных школах учили только чтению и письму.
Уровень образования: был очень низким, особенно среди крестьян и мещан; большинство населения оставалось неграмотным.
Что мешало развитию образования: жёсткие сословные ограничения; недостаток школ и учителей; русификация и замена польского языка на русский; закрытие Виленского университета после восстания 1830–1831 гг.; недостаток финансирования и поддержки со стороны государства.