Стр. 182
Выявление закономерности и случайности
1. <...> При помощи дополнительных источников информации охарактеризуйте:
А. Ход военных действий в июне – сентябре 1812 г.
24 июня 1812 г. Наполеон с «Великой армией» (сотни тысяч солдат) перешел Неман и вошел в пределы России. Быстро занял Вильну (Вильнюс), двигался через Витебск к Смоленску.
Русские армии Барклая де Толли и Багратиона отступали, соединялись, берегли войска, жгли запасы, чтобы врагу нечем было питаться. Партизаны били по тылам французов.
16–18 августа – бои за Смоленск: город оставлен русскими, но французам это стоило больших потерь и времени.
7 сентября (26 августа ст. ст.) – Бородинское сражение. Потери огромные, решающего разгрома русской армии нет. Тактический успех у французов, стратегического – нет.
14 сентября Наполеон вошел в почти пустую и горящую Москву. Мира не добился, война затянулась, снабжение рушилось.
Б. Соотношение сил французской и российской армий накануне битвы на реке Березина.
К ноябрю 1812 года армия Наполеона сильно ослабла из-за боёв, болезней, холода и нехватки продовольствия. Русская армия, наоборот, была в лучшем состоянии, имела численное преимущество и преследовала французов. Французы были истощены и деморализованы.
В. Сражение на реке Березина 14-16 ноября 1812 г.
Сражение на Березине стало последней крупной битвой Отечественной войны 1812 года. Французы пытались переправиться через реку, чтобы спастись от окружения. Русские войска атаковали французов с разных сторон. В результате французы потеряли более 20 тысяч солдат, а их отступление превратилось в бегство. Это стало символом полного провала для французской армии.
Г. Отношение разных слоев населения Беларуси к наполеоновским войскам.
Большинство белорусских крестьян и простых людей относились к французской армии настороженно или враждебно, так как война принесла разорение, грабежи и страдания. Часть шляхты (дворянства), особенно полонизированной, поддерживала Наполеона, надеясь на восстановление Речи Посполитой. Но в целом население страдало от обеих армий и не поддерживало французов массово.
Сделайте вывод о том, было ли поражение наполеоновской армии закономерным или случайным.
Поражение наполеоновской армии было закономерным. Армия Наполеона была истощена, потеряла много людей, не получила поддержки местного населения, а русская армия грамотно вела войну, избегая решающих сражений до подходящего момента. Природные условия (зима, нехватка еды) и тактика русских сделали поражение французов неизбежным.
Отличие факта от мнения
2. <...> Ознакомьтесь с выдержками из дневника российского хирурга, педагога и профессора Н. И. Пирогова и ответьте на вопросы.
А. Какие три группы противников отмены крепостного права выделяет Н. И. Пирогов? Какие мнения высказывались противниками отмены крепостного права?
1) Завзятые и неисправимые крепостники – те, кто был против отмены крепостного права из-за личной выгоды и эгоизма. Они не хотели терять свои привилегии и бесплатный труд крестьян.
2) Крепостники по принципу – люди, которые считали, что без крепостных Россия развалится: «Все государство рухнет без крепостных людей».
3) Близорукие противники – те, кто думал, что сначала нужно образовать (научить) крестьян, а только потом освобождать их. Они боялись, что необразованные крестьяне не смогут жить свободно.
Также были сами крестьяне, которые иногда говорили: «Пусть будет по-старому, чтобы не стало еще хуже». То есть они боялись перемен.
Б. Какие категории населения были сторонниками отмены крепостного права? Почему они выступали за освобождение крестьян от крепостной зависимости?
1) Учёные, учащаяся молодежь, передовые люди 1840-х годов – они были за отмену, потому что хотели прогресса, свободы, справедливости.
2) Все крестьяне, не очень забитые, особенно дворовые – они хотели свободы и лучшей жизни.
3) Интеллигентная и передовая часть дворянства – надеялись, что после отмены крепостного права появится представительное правительство (больше свободы и участия в управлении страной).
4) Сам государь (император) и его правительство – считали, что отмена крепостного права поможет развитию экономики, увеличит доходы страны и приблизит Россию к уровню западных стран.
В. Сравните мнения о перспективах отмены крепостного права сторонников и противников крепостничества. Опираясь на материал учебного пособия, охарактеризуйте фактические последствия отмены крепостного права в России.
Сторонники думали, что отмена крепостного права принесёт стране пользу: улучшит экономику, даст людям больше свободы, поможет России догнать Запад.
Противники боялись, что страна развалится, что крестьяне не справятся со свободой, что станет только хуже.
Фактические последствия: миллионы людей получили гражданские права, пусть и ограниченные; это был шаг от феодализма к капитализму; началось развитие капиталистических отношений, экономика стала меняться; но были и проблемы: многие крестьяне остались недовольны, так как условия были не очень выгодными, и им приходилось платить большие выкупные платежи за землю.
Г. Как вы думаете, каких взглядов по поводу отмены крепостного права придерживался Н. И. Пирогов? Свое мнение аргументируйте.
Н. И. Пирогов был сторонником отмены крепостного права. Он пишет, что за отмену выступали все учёные, передовые люди, интеллигенция, часть дворянства, и сам государь. Он считает, что отмена крепостного права была необходима для развития страны, экономики и сближения с Западом. Пирогов не поддерживает противников отмены и называет их «близорукими» или эгоистами. Он был за свободу крестьян и за прогресс.
Осуществление поиска информации
3. <...> Используя дополнительные источники информации:
А. Узнайте время появления различных видов транспорта на основе различных типов двигателей (не менее 7).
Водный транспорт (парусный, гребной) – с древности (тысячи лет назад).
Железнодорожный паровоз – 1804 год, Ричард Тревитик, Англия (первый паровой локомотив).
Паровой автомобиль – конец XVIII века (1769 год, Николя Жозеф Кюньо, Франция).
Пароход – 1807 год, Роберт Фултон, США (первый коммерческий пароход).
Двигатель внутреннего сгорания (автомобиль) – 1885–1886 годы, Карл Бенц, Германия (первый автомобиль на бензине).
Трамвай с электрическим двигателем – 1881 год, Вернер фон Сименс, Германия.
Самолет с двигателем внутреннего сгорания – 1903 год, братья Райт, США.
Дирижабль с двигателем – 1852 год, Анри Жиффар, Франция (первый управляемый дирижабль с паровым двигателем).
Мотоцикл – 1885 год, Готлиб Даймлер, Германия.
Троллейбус – 1882 год, Эрнст Вернер фон Сименс, Германия.
Б. Где и когда появился первый пассажирский транспорт? Первый пассажирский транспорт с двигателем? Первый пассажирский транспорт в Беларуси?
Первый пассажирский транспорт – это, например, колесница, повозка, лодка, использовались с древних времен.
Первый пассажирский транспорт с двигателем – это паровой локомотив (железная дорога). Первая пассажирская железная дорога – 1825 год, Англия, между Стоктоном и Дарлингтоном.
Первый пассажирский пароход – 1807 год, США, Роберт Фултон, «Клермонт».
Первый пассажирский трамвай с электрическим двигателем – 1881 год, Германия.
Первый пассажирский транспорт в Беларуси с двигателем – железная дорога. Первая железная дорога на территории Беларуси – Петербурго-Варшавская железная дорога, открыта в 1862 году, проходила через Гродно, Брест, Минск.
В. Как вы думаете, по каким причинам дирижабли как воздушный транспорт уступили место самолетам? При поиске аргументов используйте знания по физике и химии.
Безопасность: Дирижабли часто наполняли водородом, который легко воспламеняется и взрывается (пример – катастрофа дирижабля «Гинденбург» в 1937 году). Самолеты не используют взрывоопасные газы для подъема.
Скорость: Самолеты гораздо быстрее, потому что могут лететь против ветра и не зависят от направления ветра.
Маневренность: Самолеты легче управляются, могут быстро менять направление и высоту.
Грузоподъемность и экономичность: Самолеты могут перевозить больше груза и пассажиров на большие расстояния быстрее и дешевле.
Технологии: С развитием авиационных двигателей самолеты стали надежнее и дешевле в эксплуатации.
Физика: Подъемная сила дирижабля ограничена объемом газа, а у самолета – аэродинамикой крыла и мощностью двигателя.
Г. Узнайте, когда были проложены основные железнодорожные магистрали на территории Беларуси. Как вы думаете, как железнодорожные линии повлияли на развитие населенных пунктов, через которые они прошли?
1862 год – Петербурго-Варшавская железная дорога (через Гродно, Брест, Минск).
1871 год – Московско-Брестская железная дорога.
1873 год – Полесская железная дорога (Гомель – Брест).
1879 год – Либаво-Роменская железная дорога (Витебск – Орша – Могилёв).
Влияние на населённые пункты: города, через которые прошли железные дороги, стали быстро развиваться: появлялись новые рабочие места, строились заводы и фабрики, увеличивалось население; улучшилась торговля, потому что стало проще и быстрее перевозить товары; появились новые города и посёлки возле станций; развитие транспорта способствовало росту образования, культуры, медицины.
Д. Разместите найденные вами данные на ленте времени.
Древность – лодки, повозки, колесницы (без двигателя).
1769 – первый паровой автомобиль (Франция).
1804 – первый паровой локомотив (Англия).
1807 – первый пароход (США).
1825 – первая пассажирская железная дорога (Англия).
1852 – первый дирижабль с двигателем (Франция).
1862 – первая железная дорога в Беларуси.
1881 – первый электрический трамвай (Германия).
1885 – первый мотоцикл (Германия).
1903 – первый самолет (США).
1937 – катастрофа дирижабля «Гинденбург» (Германия) – конец эпохи дирижаблей.
Установление причинно-следственных связей
4. <...> Выскажите свое мнение о факторах, повлиявших на исход Первой мировой войны. Дополните мнение генерала своими суждениями.
1) Германия быстро истощила свои ресурсы, не смогла обеспечить армию всем необходимым, не смогла быстро победить Францию, как планировала. Из-за этого война затянулась, а у Германии не хватило сил и средств для победы.
Мнение. Важную роль сыграло то, что война была очень долгой и изнурительной. Люди устали, экономика разрушалась, начался голод.
2) Германия недооценила Англию, не готовилась к войне с ней. Англия оказалась сильным противником, блокировала Германию с моря, мешала поставкам продовольствия и сырья, что ухудшило положение Германии.
Мнение. Технический прогресс (новое оружие, танки, авиация) сделал войну более разрушительной, но не дал быстрой победы.
3) Германия надеялась, что с помощью подводных лодок сможет победить Англию, но этим разозлила нейтральные страны, особенно США. Вступление США в войну усилило Антанту и ускорило поражение Германии.
Мнение. Союзники Антанты (Англия, Франция, США) имели больше ресурсов и людей, смогли лучше организовать снабжение и производство.
4) Союзники Германии (Австро-Венгрия, Османская империя и др.) были слабыми и быстро стали зависеть от помощи Германии. Германия тратила на них много ресурсов, но не получала от них большой пользы.
Мнение. После революции Россия вышла из войны, но США вступили, и это переломило ход войны в пользу Антанты.
5) В Германии, как и в России, начались внутренние проблемы, недовольство народа, экономический кризис, революционные настроения. Это ослабило страну изнутри, армия и народ перестали поддерживать войну.
Мнение. Пропаганда и моральное состояние населения тоже были важны: в Германии люди перестали верить в победу, начались забастовки и революция.
Определение роли личности в истории
5. XIX в. кардинально изменил жизнь человечества. Но за всеми изменениями стоят люди – политики, ученые, писатели.
А. Заполните таблицу «Исторические личности XIX в.». Соотнесите изображение исторической личности с ее именем (укажите букву в соответствующем столбце таблицы).
Б. Внесите в последнюю строку таблицы характеристику исторической личности, которая, на ваш взгляд, является значимой для изученного периода истории.
Историческая личность | Буква | Годы жизни | Государство | Деятельность | Роль в истории |
---|---|---|---|---|---|
Александр II | Д | 1818–1881 | Россия | Император, провёл отмену крепостного права и реформы | Провёл важные реформы, которые изменили жизнь в России |
Вильгельм II | З | 1859–1941 | Германия | Император, руководил страной во время Первой мировой войны | Его политика привела к войне и изменению карты Европы |
Джеймс Уатт | А | 1736–1819 | Великобритания | Изобретатель, усовершенствовал паровую машину | Дал толчок промышленной революции |
Карл Маркс | Г | 1818–1883 | Германия | Философ, экономист, создатель теории социализма | Влиял на революции и появление социалистических идей |
Наполеон Бонапарт | В | 1769–1821 | Франция | Император, полководец, завоеватель | Изменил карту Европы, провёл реформы |
Симон Боливар | Б | 1783–1830 | Венесуэла и др. страны Латинской Америки | Освободитель, борец за независимость | Освободил страны Южной Америки от испанцев |
Софья Ковалевская | Е | 1850–1891 | Россия | Математик, первая женщина-профессор | Важна для развития науки и женского образования |
Чарльз Дарвин | Ж | 1809–1882 | Великобритания | Учёный, создал теорию эволюции | Поменял взгляды людей на происхождение жизни |
Личность по выбору: Франтишек Богушевич |
1840–1900 | Беларусь | Писатель, поэт | Основатель новой белорусской литературы, боролся за язык и культуру | |
Вывод | Личности играют огромную роль в истории. Благодаря их идеям, изобретениям, реформам и борьбе меняется жизнь целых народов и стран. Каждый человек может повлиять на ход истории. |
В. Сделайте вывод о роли личности в истории.
Личности могут менять ход истории: изобретатели двигают науку, политики проводят реформы, писатели и учёные влияют на мышление людей. Их поступки и идеи могут изменить жизнь миллионов.