Стр. 188

Работаем с понятиями

1. Выполните задания.

А. Распределите предложенные понятия по четырем сферам общественной жизни: политическая, социальная, духовная, экономическая.

Политическая сфера: автономия, Венская система международных отношений, империализм, национализм, национальное движение, мировая война.

Социальная сфера: временнообязанные крестьяне, миграция, национальное самосознание, нация, конфессия, урбанизация.

Духовная сфера: западнорусизм, национальная идея, национальное самосознание, нация, конфессия.

Экономическая сфера: «американский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве, выкупные платежи, индустриализация, модернизация, монополия, монополистический капитализм, отруб, «прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве
хутор.

Б. Конкретизируйте 3 понятия из каждой группы примерами изученных исторических фактов (событий, явлений, процессов) из истории Беларуси.

Политическая:

Автономия – «План Огинского» (1810–1811): проект автономного Великого княжества Литовского в составе Российской империи.

Венская система – решения Венского конгресса (1815) и Священного союза укрепили в регионе порядок, при котором Россия подавляла польские восстания 1830–1831 и 1863–1864 гг. на землях Беларуси.

Мировая война – Первая мировая: фронт прошёл по линии Двинск–Поставы–Сморгонь–Барановичи–Пинск; Нарочанская операция (1916), Барановичская операция (1916), Брестский мир (3 марта 1918).

Социальная:

Миграция – массовые отходы на заработки (в Москву, Петербург, Донбасс); переселение в Сибирь и на Дальний Восток (из Беларуси выехало около 420–450 тыс., до 25% вернулись).

Урбанизация – к началу Первой мировой горожан было около 11% (ниже среднего по европейской части России); крупнейшие – Минск и Витебск (по 50–100 тыс.).

Временнообязанные крестьяне – в 1863 г. в западных губерниях (в т.ч. в Беларуси) их положение отменили раньше срока: всех перевели на выкуп, а платежи снизили на 20%; работали поверочные комиссии.

Духовная:

Конфессия – Полоцкий собор 1839 г.: воссоединение униатской церкви с православием; указ 1905 г. о веротерпимости; к началу XX в. православные – около 60% населения.

Западнорусизм – историки и этнографы (напр., М. Коялович) показали самобытность белорусской культуры, собирали фольклор и быт; формула «Беларусь там, где белорусская мова».

Национальная идея – газета «Наша ніва» (с 1906) и БСГ продвигали белорусский язык и культуру; Францішак Богушевич («Дудка беларуская») защищал права народа и языка.

Экономическая:

Индустриализация – быстрый рост в 1880–1914 гг.; на рубеже веков крупные фабрики (бумажные – Добрюш, Шклов; спички – Борисов, Пинск), к 1913 г. рост промышленного производства в 1909–1913 гг. – в среднем 13,9% в год.

«Прусский» путь – после 1861 г. сохранилось крупное помещичье землевладение и отработки; крестьяне обрабатывали барские земли своим инвентарём.

«Американский» путь – столыпинская реформа: хутора и отруба; в Беларуси их стало около 12% дворов (выше среднего по Европейской России); сопровождалось переселениями на восток.

2. Используя дополнительные источники информации, определите происхождение названий следующих направлений в художественной культуре:

Романтизм – от «roman/romance» (фр.) – рыцарская «повесть/роман». Смысл: культ чувства, мечты, героического прошлого и природы.

Реализм – от лат. realis («вещественный», «реальный»). Смысл: правдивое, трезвое изображение жизни без прикрас.

Символизм – от греч. symbolon («знак», «символ»). Смысл: через символы и намёки выражать скрытые, духовные смыслы.

Футуризм – от лат. futurum («будущее»). Смысл: восхищение будущим, техникой, скоростью, разрыв с прошлым.

Натурализм – от лат. natura («природа»). Смысл: «естественно-научная» точность, биологичность, фиксация среды и наследственности.

Авангардизм – от фр. avant-garde («передовой отряд»). Смысл: художественный «форпост», смелые эксперименты, ломка привычных форм.

Модерн – от фр. moderne («современный, новый»; в Европе – Art Nouveau). Смысл: «новый» стиль эпохи рубежа веков – плавные линии, орнаменты, мотивы природы, синтез искусств и новых материалов.

Читаем и преобразуем различные виды текстов

3. Используя картосхемы, составьте краткий рассказ об основных событиях Отечественной войны 1812 г. и Первой мировой войны на территории Беларуси.

Отечественная война 1812 года

Летом 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию через территорию Беларуси. Крупные сражения произошли у Витебска, Смоленска, Бобруйска, Борисова. В Беларуси действовали партизанские отряды, которые мешали французским войскам. После поражения французов под Москвой армия Наполеона отступала через Беларусь, где понесла большие потери из-за атак русской армии и партизан, а также из-за голода и холода. В ноябре 1812 года произошло переправа остатков французской армии через Березину – одно из самых трагических событий для французов.

Первая мировая война на территории Беларуси

В начале войны (1914) на территории Беларуси формировались и размещались российские войска для наступления на Восточную Пруссию. В 1915 году немецкие войска начали наступление, заняли западные районы Беларуси (Гродно, Брест, Вилейка, Сморгонь). Линия фронта стабилизировалась примерно по линии Двинск–Поставы–Сморгонь–Барановичи–Пинск. На территории Беларуси проходили крупные сражения: Нарочанская операция (1916), Барановичская операция. В 1918 году по Брестскому миру часть Беларуси была оккупирована Германией. Война привела к разорению, эвакуации населения, разрушению хозяйства, большому количеству беженцев и жертв.

4. Найдите общее и различное в положении Беларуси в период Отечественной войны 1812 г. и Первой мировой войны. Объясните свой ответ.

Общее:

Территория боевых действий: В обоих случаях территория Беларуси стала ареной крупных военных действий между сильными армиями (в 1812 – между армией Наполеона и Российской армией, в Первую мировую – между российскими и германскими войсками).

Разрушения и страдания населения: Войны принесли разрушения, потери, страдания местному населению, разрушались города и деревни, люди страдали от голода, болезней, потери имущества.

Оккупация: Части Беларуси были оккупированы иностранными войсками (в 1812 – французами, в 1915 – германцами).

Военное положение: В обоих случаях вводилось военное положение, усиливался контроль, ограничивались права населения.

Различия:

Масштаб и длительность: Отечественная война 1812 г. длилась недолго (несколько месяцев), а Первая мировая война – несколько лет (с 1914 по 1918), и боевые действия на территории Беларуси шли дольше.

Технологии и характер войны: В 1812 г. война велась с использованием холодного и огнестрельного оружия, кавалерии, артиллерии. В Первую мировую войну применялись новые виды оружия: пулеметы, танки, авиация, химическое оружие, что делало войну более разрушительной.

Масштаб потерь: В Первую мировую войну потери среди населения и разрушения были намного больше, чем в 1812 г.

Экономика и эвакуация: В Первую мировую войну происходила массовая эвакуация заводов, учреждений, беженцев, разрушалась экономика, были перебои с продовольствием.

Социальные последствия: После 1812 г. Беларусь осталась в составе Российской империи, а после Первой мировой войны начались революции, смена власти, образование новых государств.

Анализируем, объясняем и рассуждаем

5. Установите причину и следствие в следующих парах исторических фактов. Объясните свой ответ.

1) Потребность армии Наполеона в снабжении провиантом и фуражом → Создание Временного правительства ВКЛ:

Причина: Армии Наполеона нужны были еда и фураж для лошадей, когда они шли через белорусские земли.

Следствие: Чтобы организовать снабжение армии, было создано Временное правительство ВКЛ, которое помогало французам управлять местными ресурсами.

2) Революционные события начала XX в. в Российской империи → Становление белорусского национально-культурного движения:

Причина: В Российской империи начались революции, которые дали больше свободы для разных народов.

Следствие: Это позволило белорусам активнее развивать свою культуру, язык и национальное движение.

3) Развитие белорусоведения → Формирование национального самосознания белорусов:

Причина: Ученые начали изучать историю, язык и культуру белорусов.

Следствие: Благодаря этим исследованиям белорусы стали лучше понимать, кто они такие, и осознавать себя отдельной нацией.

4) Промышленная революция → Развитие системы образования в европейских странах:

Причина: Промышленная революция требовала больше образованных рабочих и специалистов.

Следствие: Поэтому в странах Европы стали развивать школы и образование, чтобы люди могли работать на новых фабриках и заводах.

5) Научно-технический прогресс → Декаданс:

Быстрые изменения в науке и технике привели к тому, что люди начали чувствовать неуверенность, разочарование, усталость от жизни – это и есть декаданс. То есть декаданс был реакцией на научно-технический прогресс.

6) Многонациональный состав населения Беларуси → Миролюбие и толерантность как основа менталитета белорусского народа:

Причина: В Беларуси всегда жили люди разных национальностей и религий.

Следствие: Это научило белорусов быть терпимыми, уважать других и жить в мире.

7) Начало Первой мировой войны → Крах империй в начале XX в.:

Причина: Первая мировая война была очень разрушительной и ослабила многие империи.

Следствие: В результате войны распались такие империи, как Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская.

6. Изучите диаграмму «Движение переселенцев из белорусских губерний на окраины Российской империи в 1909-1913 гг.».

А. С какими событиями связана активизация переселенческого движения из белорусских губерний на окраины Российской империи в 1909-1913 гг.? Какие категории населения в нем участвовали?

Активизация переселения связана со столыпинской аграрной реформой, которая началась в 1906 году. Она поощряла переселение крестьян на свободные земли на востоке Российской империи (Сибирь, Дальний Восток, Кавказ и др.), чтобы уменьшить перенаселенность и малоземелье в западных губерниях.

В переселенческом движении участвовали в основном крестьяне, которые искали лучшие условия для жизни и больше земли для хозяйства.

Б. Предположите, по каким причинам люди могли возвращаться обратно.

Люди могли возвращаться обратно, потому что столкнулись с трудностями на новом месте: тяжелые условия жизни, нехватка жилья, плохая земля, отсутствие знакомых, трудности с обустройством хозяйства, болезни, тоска по родине.

Некоторые продавали всё имущество перед отъездом, а на новом месте не смогли устроиться и были вынуждены вернуться.

В. Всего из белорусских губерний переселилось 24951 человек. Вернулись обратно 5406 переселенцев. Какой процент переселенцев остался на новом месте? О чем свидетельствуют эти данные?

Осталось на новом месте: 24 951 – 5 406 = 19 545 человек.

Процент оставшихся: (19 545 / 24 951) × 100% ≈ 78%.

Это показывает, что переселенческая политика в целом сработала (большинство закрепилось), хотя около 20% вернулось из‑за трудностей.

Г. Проанализируйте, из каких губерний было больше всего переселенцев. Чем это могло быть обусловлено?

Больше всего переселенцев было из Могилевской и Витебской губерний.

Это могло быть связано с тем, что в этих губерниях было больше аграрной перенаселенности, меньше свободной земли, тяжелее было жить крестьянам, поэтому они чаще решались на переселение в поисках лучшей жизни. Возможно, здесь аграрная реформа затронула больше людей, или условия были хуже, чем в других губерниях.

Обобщаем

7. Заполните таблицу, указав исторические явления, процессы, происходившие в Западной Европе и Беларуси в XIX – начале ХХ в. Сделайте вывод.

Сферы общественной
жизни
Исторические явления, процессы, происходившие
в XIX – начале ХХ в.
Западная Европа Территория Беларуси 
Экономическая Промышленная революция, быстрый рост фабрик и заводов, развитие транспорта (железные дороги), формирование индустриального общества Постепенный переход от аграрного к индустриальному обществу, развитие фабрик и заводов, строительство железных дорог, но преобладание сельского хозяйства
Социальная Формирование новых классов: буржуазии и пролетариата, урбанизация, борьба рабочих за права, появление профсоюзов Появление буржуазии и пролетариата, большинство населения – крестьяне, медленный рост городов, начало борьбы рабочих за свои права
Политическая Революции и реформы, переход к конституционным монархиям и республикам, расширение избирательных прав, национальные движения В составе Российской империи – абсолютная монархия, восстания польской шляхты, появление первых политических партий и национального движения белорусов
Духовная Развитие науки, техники, массовой культуры, новые идеологии (либерализм, социализм, национализм), рост образования Становление белорусской литературы и языка, развитие национального самосознания, влияние польской и русской культуры, рост грамотности, формирование интеллигенции

В XIX – начале ХХ века и в Западной Европе, и на территории Беларуси происходили похожие процессы: индустриализация, появление новых социальных групп, рост национального самосознания. Однако в Западной Европе эти процессы шли быстрее и глубже, а в Беларуси – медленнее и под влиянием внешних сил (Российской империи, Польши). Беларусь догоняла Запад по развитию, но сохраняла свои особенности и традиции.

Систематизируем знания

8. Используя ленту времени, представленную в начале раздела I, выполните следующие задания:

1) Какими событиями / явлениями / процессами вы бы дополнили ленту времени? Почему?

Польские восстания 1830–1831 и 1863–1864 гг. – Эти события были важны для Беларуси, потому что показали борьбу местной шляхты за восстановление Речи Посполитой и сильно повлияли на политику Российской империи в крае (деполонизация, ограничения для католиков и шляхты).

Промышленная революция в Беларуси (конец XIX – начало XX в.) – В это время начался переход от ручного труда к машинному, появились фабрики и заводы, что изменило экономику и жизнь людей.

Отмена униатской церкви (1839 г.) – Это событие повлияло на религиозную и культурную жизнь, усилило влияние православия.

Появление белорусского национального движения (конец XIX – начало XX в.) – В это время началось формирование белорусской нации, появились первые книги и газеты на белорусском языке, возникли идеи о самостоятельности.

Образование Белорусской социалистической громады (1903 г.) – Это первая белорусская политическая партия, сыгравшая большую роль в национальном движении.

2) Предложите форму для их обозначения (картина, картосхема, цитата, фотография и др.).

Польские восстания: Картина или гравюра с изображением повстанцев, либо фотография памятника участникам восстания.

Промышленная революция: Фотография фабрики или завода, картосхема размещения промышленных предприятий.

Отмена униатской церкви: Иллюстрация церковного собора или фотография старой церкви.

Появление белорусского национального движения: Фотография первой белорусской газеты («Наша ніва») или портреты известных деятелей (например, Янка Купала, Якуб Колас).

Образование БСГ: Фотография собрания партии или обложка партийной газеты.

3) Представьте развитие Беларуси в XIX – начале XX в. в виде логической схемы (ментальной карты). Отразите в ней экономическое, политическое, социальное и духовное развитие.

БЕЛАРУСЬ в XIX – начале XX века
Экономическое развитие Политическое развитие Социальное развитие Духовное развитие

– Промышленная революция (появление фабрик и заводов)

– Развитие железных дорог

– Урбанизация (рост городов)

– Реформы в сельском хозяйстве (отмена крепостного права, столыпинская аграрная реформа)

– Развитие торговли

– Вхождение в состав Российской империи

– Польские восстания (1830–1831, 1863–1864)

– Отмена униатства

– Реформы Александра II

– Первая российская революция (1905–1907)

– Появление политических партий

– Развитие белорусского национального движения

– Отмена крепостного права

– Формирование новых социальных групп (буржуазия, пролетариат, интеллигенция)

– Рост миграций (внутренних и внешних)

– Социальное расслоение

– Эмиграция за границу

– Усиление православия, деполонизация

– Развитие белорусской литературы и языка

– Появление национального движения

– Открытие и развитие белорусских газет и книг

– Формирование белорусской нации

9. Приведите примеры преемственности событий и процессов XIX – начала XX в. и современного периода истории. Какие достижения этой эпохи мы используем и сегодня?

Примеры преемственности:

Индустриализация и научно‑технический рывок → сегодняшняя промышленность плюс экономика услуг и цифровых технологий.

Урбанизация и мировая торговля → сегодня мегаполисы, глобальные рынки и логистика.

Политические идеи и институты (либерализм, консерватизм, социализм; парламенты, партии) → современные выборы и права.

Рабочее движение → нынешние трудовые права, профсоюзы, соцгарантии.

Формирование наций и союзов → современные национальные государства (в т. ч. Беларусь) и соперничество центров силы.

Что из той эпохи используем сегодня:

Электричество и электродвигатели.

Двигатель внутреннего сгорания, автомобили, самолёты; железные дороги.

Связь: телеграф–телефон–радио – основа мобильной связи и интернета.

Массовое производство, сталь и нефть – база товаров, строительства и энергии.

Банки, страхование, акционерные компании – финансовая система.

Массовая школа и рост грамотности; в Беларуси – ж/д сеть, промышленные центры и классики литературы (Богушевич, Купала, Колас).