29

1. Как поэт в строфе 1 одушевляет море?

Пушкин использует прямое олицетворение, наделяя море человеческими качествами и действиями. Море названо «свободной стихией», оно совершает волевые действия: «катишь волны» и «блещешь гордою красой». Особенно значим эпитет «гордою» – гордость является исключительно человеческим чувством, что превращает море в полноценного собеседника лирического героя.

2. Найдите эпитеты в строфе 3, характеризующие лирического героя. Похоже ли его состояние на море? Почему герой идёт на берег?

«Тихий и туманный». Да, его состояние созвучно морской стихии – как море может быть то спокойным, то бурным, так и душа героя пребывает в «туманном» (неопределённом, смутном) состоянии. Герой идёт на берег, будучи «заветным умыслом томим» – море для него источник вдохновения и символ свободы, к которой он стремится.

3. Перечитайте строфы 4 и 5. Чем море привлекает лирического героя?

Море привлекает героя своей многогранностью и непредсказуемостью: «отзывы», «глухие звуки», «бездны глас», «тишина в вечерний час» и «своенравные порывы». Особенно важна антитеза тишины и бурных порывов – герой ценит в море способность к контрастам, его неподвластность человеческой воле («неодолимый»), что символизирует абсолютную свободу.

4. К кому обращается ли рический герой в строфе 7?

Герой обращается к морю, используя местоимение «ты». Это кульминация диалога – море предстаёт как живое существо, которое «ждал» и «звал» героя, что подчёркивает глубину их духовной связи.

5. Почему в строфе 7 дважды употреблены многоточия?

Многоточия передают эмоциональную напряжённость момента и недосказанность. Первое многоточие («Ты ждал, ты звал...») выражает горечь упущенной возможности, второе («рвалась душа моя») – внутреннюю борьбу между желанием свободы и невозможностью её обрести. Это стилистический приём, создающий паузы, полные драматизма.

6. Есть ли ответ на первый вопрос, поставленный в строфе 8? Почему?

Прямого ответа на вопрос «О чём жалеть?» нет. Это риторический вопрос, который Пушкин оставляет открытым намеренно. Подтекст подразумевает, что жалеть не о чём – даже если бы герой обрел свободу путешествий, его душу всё равно «поразил» бы лишь «один предмет» в морской «пустыне». Отсутствие прямого ответа создаёт философскую глубину: истинная свобода – внутреннее состояние, а не внешние обстоятельства.