Домашний эксперимент, стр. 34
Сравните растворимость веществ, которые используются в быту: поваренная соль, сахар, питьевая сода. Экспериментально докажите, что их растворимость повышается при повышении температуры. О методике проведения и результатах исследования расскажите на уроке.
Сравнение (при 20 °C, 100 г воды)
Сахар (сахароза) – очень хорошо растворим: до 215 г на 100 г воды.
Поваренная соль (NaCl) – хорошо растворима: около 36 г на 100 г воды.
Пищевая сода (NaHCO3) – заметно хуже, чем соль: ~9-10 г / 100 г воды.
Эксперимент
1) Отмерим ровно 50 г воды в стакан и доведём до целевой температуры.
2) Добавим вещество порциями, тщательно перемешивая после каждой порции: сахар – порциями по 10-20 г (высокая растворимость), соль – по 1-2 г, сода – по 1-2 г.
3) Признак насыщения: очередная порция после 3-5 минут перемешивания уже не растворяется и остается устойчивый осадок.
4) Подсчитаем суммарную массу растворившегося вещества до появления устойчивого остатка – это m(растворившегося).
5) Рассчитаем растворимость в г/100 г воды: S = m(растворившегося) / 50 ⋅ 100.
6) Повторим для 40-45 °C и 60-65 °C.
7) Построим графики «S от T» для каждого вещества на одном поле.
Сахар: при нагревании растворяется значительно больше (раствор становится очень вязким, сиропообразным).
Соль: при нагревании растворяется немного больше; прирост небольшой, но измеримый.
Сода: растворяется меньше, чем соль при комнатной температуре, но при нагревании растворимость заметно увеличивается.