65-66. Гроза. История создания
1. Проанализируйте список действующих лиц пьесы «Гроза». Есть ли среди них те, кто носит «говорящие» фамилии или имена?
Да, в пьесе «Гроза» есть персонажи с «говорящими» фамилиями. Например, Дикой и Кабаниха. Эти фамилии отражают характер и поведение героев, подчеркивают их грубость, жестокость и властность.
2. Опираясь на материал учебного пособия и текст произведения, составьте опорный конспект «Система образов в пьесе ”Гроза”».
1. Катерина — символ свободы, внутренний мир, поиск справедливости.
2. Кабаниха — воплощение старых традиций, деспотизм, лицемерие.
3. Дикой — грубость, сила, финансовое господство.
4. Борис — порядочность и честность, но слабость воли.
5. Кулигин — мечтатель-идеалист, неспособный к действию.
6. Горячев — символ угнетённого народа, стерпевший свою судьбу.
Образ города Калинова — патриархальность, сопротивление переменам.
3. Как вы считаете, что явилось главной причиной гибели Катерины? При каких условиях финал произведения мог быть менее трагичным?
Главной причиной гибели Катерины стало её внутреннее противоречие между стремлением к свободе и суеверным страхом перед грехом и судом общества. Более благоприятные условия, которые могли бы изменить финал — это наличие поддержки со стороны других людей или возможность жить в другом, более свободном обществе.
4. Почему, на ваш взгляд, такие люди, как Кулигин, не могут найти себя в жизни города Калинова, приносить конкретную пользу? Можно ли его назвать героем-резонёром в пьесе?
Кулигин не может найти себя в городе Калинове из-за его мечтательности и непрактичности в условиях реалий города, где прогресс и разум не в почёте. Его можно назвать героем-резонёром, потому что он часто выражает идеи и мысли Островского о необходимости перемен и просвещения.
5. Можно ли сказать, что конфликт в пьесе «Гроза» обусловлен разным возрастом героев? Условно разделите персонажей пьесы на «отцов» и «детей». Носителями каких ценностей выступает каждое поколение в пьесе?
Конфликт в пьесе действительно можно отчасти объяснить разницей в поколениях: старшие («отцы») представлены Кабанихой и Диким, для которых важны традиции, власть и стабильность. Младшие («дети») — Катерина, Борис, Варвара — стремятся к личной свободе, новым идеалам и равноправию.
6. Н. А. Добролюбов характеризовал произведения А. Н. Островского как «пьесы жизни». Используя статью из учебного пособия, выпишите пять критериев, которые дают ему право на подобную формулировку.
1. Реализм изображаемых событий и персонажей.
2. Глубокая проработка внутренних переживаний героев.
3. Внимание к социальным проблемам и конфликтам.
4. Отражение бытового уклада и нравов времени.
5. Слияние личных и общественных конфликтов.
7. Рассмотрите гравюру с изображением Замоскворечья. Сравните её с описанием города Калинова в пьесе. Есть ли сходство между городами? В чём оно состоит?
Сходство между Замоскворечьем и Калиновым заключается в их патриархальной замкнутости и устойчивости к переменам. Оба места характеризует спокойствие и нерушимость уклада, где время как будто остановилось. Основное внимание уделено традициям и быту, а не прогрессу.
8. Используя материалы учебного пособия и текст пьесы, заполните в тетради таблицу «Речевые характеристики представителей младшего поколения».
Образ | Цитата | Комментарий |
---|---|---|
Катерина | «Рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит...» | Катерина искренняя и мечтательная, её речевое выражение связано с природой и счастливыми воспоминаниями. |
Тихон | «Что вижу, то и говорю!» | Простота и непосредственность, отсутствие усилий для изменения своей жизни. |
Варвара | «Насильно мил не будешь.» | Цинизм и приспособленчество, готовность идти на компромиссы. |
Кудряш | «Диковинка в наших местах - купить-то хоть за деньги маломальские...» | Предприимчивость, дальновидность, умение использовать жизненные обстоятельства. |
Борис | «Нам бы только концы с концами сойтись...» | Ответственность и порядочность, но отсутствие воли для изменения обстоятельств. |
9. Какие ремарки позволяют судить о внешности героев? Какими вы представляете героев пьесы «Гроза»? Рассмотрите иллюстрации на форзаце 1 и на с. 62, 63. В чём ваши представления совпадают с авторским видением героев?
В пьесе используются ремарки, описывающие простоту и обыденность внешнего вида героев: Катерина описывается как красивая и трогательная, с «ангельской улыбкой», Тихон — как обычный, не яркий, остальные — грубоватые, деревенские. Гравюра и иллюстрации подтверждают это впечатление, показывая контраст между героиней и средой, её окружающей.
10. Напишите мини-сочинение «Душа Катерины как народная песня». Фрагменты каких народных песен можно использовать для характеристики внутреннего мира героини?
Душа Катерины — как народная песня, полная чувства и тоски по свободе. Её внутренний мир напоминает мотивы песен о разлуке и тоске, о недостижимой мечте, о стремлении к свету и свободе. Песни о любви и тоске, такие как «Ярославна», могли бы подходить к её образу, отражая её страдания и нежелание мириться с окружающей несправедливостью.
11. Представьте себя актёром школьного театра. Какую роль из «Грозы» вам хотелось бы сыграть и почему?
Я бы хотел сыграть роль Кулигина. Этот персонаж представляет собой сочетание мечтательности и разума. Он выражает идеи прогресса и просвещения, показывая, как трудно быть идеалистом в обществе. В этой роли мне было бы интересно исследовать контраст между личными убеждениями и реальными обстоятельствами.