139. Воробей
1. Найдите слова, характеризующие собаку. К какой части речи относится большинство из них? Что эта деталь придаёт пониманию образа собаки?
«Уменьшила шаги», «начала красться», «медленно приближалась», «остановился», «попятился», «смущённого пса». Большинство из них – это глаголы. Это придаёт образу собаки напряженность и реактивность, показываает, как она воспринимает и реагирует на окружающую среду и ситуацию.
2. На каких деталях внешности воробышка и старого воробья фиксирует внимание автор? Почему?
Автор фиксирует внимание на желтизне около клюва и пухе на голове молодого воробья, что подчёркивает его юность и беспомощность. Старый черногрудый воробей описывается как взъерошенный, искажённый и с отчаянным писком, что демонстрирует его волнение и храбрость в защите птенца.
3. Что (кто) противопоставляется в стихотворении «Воробей»? Можно ли говорить об использовании антитезы?
Противопоставляются большая, сильная собака (опасность) и маленькая, слабая птица (защитник).
Да, здесь есть антитеза: сила и слабость, храбрость против страха, защищающий против нападающего.
4. Почему действия старого воробья вызвали у автора восхищение? Какие чувства эта история вызвала у вас – современных читателей?
Воробей не побоялся большой опасности ради своего малыша, пожертвовал собой.
У автора действия вызвали восхищение, уважение к маленькой, но смелой птице, к силе любви.
У современных читателей – сочувствие, уважение, умиление, возможно вдохновение.
5. Чем это произведение напоминает притчу?
Произведение напоминает притчу своей моралью: любовь сильнее страха и смерти. Через поступок воробья демонстрируется всеобъемлющая сила любви, которая может побудить к героическим поступкам, что часто является основной идеей притч.