133-135. Ася
1. Составьте план повести. Найдите экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Укажите место отдельных глав в композиции произведения, составив таблицу «Сюжет и композиция повести “Ася”»:
| Номер главы (глав) | Развитие сюжета (событие) | Элемент композиции |
|---|---|---|
| Глава I | Знакомство героя с Асьей и её братом, его состояние и представление о немецком городке. | Экспозиция |
| Глава II | Завязка – встреча на коммерше и знакомство с Гагиным и Асей. | Завязка |
| Главы III–V | Развитие отношений между героем и Гагиными, первые шаги к сближению. | Развитие действия |
| Главы VI-VIII | Раскаяние героя, формирование глубокого чувства к Асе. | Кульминация |
| Главы IX-XI | Понимание и признание чувств к Асе, внутренний конфликт героя. | Кульминация продолжение |
| Главы XII-XV | Кризис отношений, попытка объясниться и расставание. | Развязка |
| Главы XVI-XXII | Последствия расставания, жизнь героя после разлуки, итог отношения героев. | Эпилог |
2. Сравните начало и конец произведения. Какой тип композиции и почему избран Тургеневым?
Гармонично замкнутая кольцевая композиция ведёт читателя через лабиринты памяти героя. Произведение начинается и заканчивается как воспоминание героя о своём прошлом, подаваемое в форме монолога-исповеди. Тургенев использует кольцевую композицию, чтобы подчеркнуть неизменность внутренней памяти и эмоций героя, несмотря на изменения времени и обстоятельств.
3. Где происходит действие повести? В чём главное отличие городов З. и Л.? Перечислите события, которые произошли в каждом из этих городов. Почему в городе Л. появляется Ася?
Сцена разворачивается в очаровательных просторах немецких городков З. и Л. Городок З., словно тихая гавань, предлагает герою приют и замыкает его воспоминаниями; городок Л., напротив, кипит жизнью и событиями, в эпицентре которых – встреча с Гагиным и Асей. Л. становится ареной, где юная Ася впервые открывает перед героем двери своей загадочной души.
4. Сравните пейзажи в произведении. Как и почему изменилась природа и её восприятие героем в начале главы I и в конце главы II? Определите символические детали в этих пейзажах. Как описания природы «предсказывают» тему и сюжет произведения?
Начало повествования окрашено пастельными оттенками покоя и уединения городка З., которые вскоре сменяются яркостью и динамикой событий в Л. Река, лунный свет становятся проводниками к сердцу героя, символично предопределяя его грядущие испытания. Природа служит фоном для эмоционального настроя, предсказывая изменения, которые связаны с появлением Аси в жизни героя.
5. Какая музыка звучит в повести? Почему и как меняется «музыкальное сопровождение» действия в произведении?
Музыкальная партитура повести полна лёгких вальсов и студенческих напевов. Эти мелодии, как и дыхание времени, то восходят до звёзд, то падают вниз; они отражают зигзаги душевного состояния героя и подчёркивают эмоциональные акценты всего повествования.
6. От чьего лица ведётся повествование? Что придаёт произведению форма монолога-исповеди героя?
Рассказчик – сам герой повести, искренне исповедующийся перед читателем. Этот выразительный сердечный монолог превращает повествование в личный разговор с читателем, приглашает его в мир личных переживаний и глубоких философских размышлений о жизни, любви и судьбе. Это позволяет лучше понять внутренний мир героя, увидеть его настоящие переживания и оценить развитие его отношений с Асей.
7. Почему у главного героя есть только инициалы, а не имя? Сколько ему лет? Соберите «досье» на господина Н. Н., заполнив таблицу:
Отсутствие полного имени главного героя – это прием автора, который делает персонажа более обобщенным и универсальным, чтобы читатели могли легче ассоциировать себя с ним. Герою около двадцати пяти лет, как он сам указывает в начале повести («Мне было тогда лет двадцать пять»).
| Критерий для сравнения | В начале повести | В эпилоге |
|---|---|---|
| Возраст | 25 лет | Неизвестно |
| Семейное положение | Холост | Холост |
| Отношение к жизни и т. д. | Живет беззаботно, стремится к новым впечатлениям и свобода ему дорога. Путешествует, наслаждаясь лицами и речами людей больше, чем культурой и природой. | Осознает упущенные возможности, хранит память о прошлом, живет в одиночестве и ностальгии, скучает по утраченной любви и несбывшимся надеждам. |
8. Перечитайте описание портрета Гагина. Какое слово здесь является ключевым? Чем внутренне схожи Гагин и господин Н. Н.? Почему Гагин доверил историю сестры господину Н. Н.?
Ключевое слово в описании Гагина – «милый». Он описывается как человек с «милым, ласковым» лицом и мягким голосом, что привлекает к нему симпатию окружающих. Гагин и Н. Н. схожи внутренне в своей доброте, стремлении к правде и честности, а также в том, что они оба ищут свое место в жизни и смыслы своего существования. Гагин доверил историю сестры господину Н. Н., потому что увидел в нем близкую по духу личность, кому можно доверять, и надеялся на его порядочность и поддержку в сложной ситуации.
9. Найдите в повести сведения об Асе: настоящее имя, возраст, происхождение, особенности воспитания, отношение к людям и миру, литературные вкусы, странности поведения и их причины. Почему Н. Н. называет Асю «совершенно русской девушкой»?
Ася – полное имя Анна, ей около семнадцати лет. Она – незаконная дочь господина Гагина-старшего и бывшей горничной его жены Татьяны. Воспитывалась в неординарных условиях, практически не имела общества женского пола и получила свободу в действиях. Самолюбивая, однако протестующая против условий своего положения и своего происхождения, Ася проявляется как творческая, чуткая и эмоциональная. Любила читать, но выбор книг зачастую оказывался странным. Поведение у нее часто импульсивное, что связано с бурным темпераментом и внутренними конфликтами. Н. Н. называет Асю «совершенно русской девушкой», потому что в ней проявляется и глубокая чувствительность, и стремление к нравственной высоте, и тяга к чему-то исконному, что он увидел в ней после размышлений о родной стране.
10. Проследите, как меняется состояние Н. Н. в разных эпизодах повести, заполнив таблицу. Проанализируйте таблицу. Изменились ли внутренний мир и жизненные цели Н. Н. под влиянием чувства к Асе? Меняется ли Ася в этих же эпизодах?
| № главы | Эпизод | Состояние Н. Н. | Цитата-подтверждение |
|---|---|---|---|
| II | Первое свидание с Асей | Заинтересованность, легкое удивление, симпатия | «Я не видал существа более подвижного... Она была грациозно сложена...» |
| II | В домике Гагиных | Уют, радость, спокойствие | «Мы проболтали часа два... Я чувствовал себя счастливым…» |
| IV | Сцена у развалин | Раздражение, недоумение, легкая досада | «Мне по-прежнему было досадно на нее, хотя я невольно любовался...» |
| VIII | Рассказ Гагина об Асе | Понимание, сочувствие, жалость, теплота | «Мне стало очень жаль ее; теперь я многое понимал в ней...» |
| XI | Разговор с Асей о ней самой | Влюбленность, нежность, внутренний подъем | «Я чувствовал, что только с вчерашнего дня я узнал ее...» |
| Эпилог | Воспоминания о прошлом | Грусть, сожаление, осознание утраты | «Я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума...» |
Внутренний мир Н. Н. меняется: от легкости и беззаботности к глубоким чувствам, сочувствию, любви и, в конце, к печальному осознанию утраты. Его жизненные цели становятся более серьезными, он начинает задумываться о настоящих чувствах и смысле жизни.
Ася тоже меняется: сначала она легкомысленна, странна, потом становится более открытой, искренней, ранимой, серьезной.
11. В какой момент повествования вы догадались, что герои не будут вместе? Перечитайте главы XI–XII, сравните поведение Аси и Н. Н. Найдите объяснение Гагина тому, почему свадьбы не будет (глава XII), и описание реакции Н. Н. на Асино объяснение в любви (главы XIII–XIV). Как постепенно Тургенев разъясняет, почему любовь закончилась ничем? Какие особенности характера Н. Н. повлияли на его выбор? Сыграл ли роль в этом выборе социальный статус Н. Н. и Аси?
Догадаться, что герои не будут вместе, можно в главах XI–XII, когда Ася становится грустной, говорит о смерти, о невозможности быть счастливой, а Н. Н. не решается открыто признаться ей в любви.
Поведение героев:
Ася – искренняя, ждет слова, но не получает его, страдает, уходит.
Н. Н. – колеблется, не решается, боится ответственности, упускает момент.
Объяснение Гагина (гл. XII):
«Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе.»
Реакция Н. Н. (гл. XIII–XIV):
Он чувствует раскаяние, понимает, что любит Асю, но уже поздно.
Почему любовь закончилась ничем:
Тургенев показывает, что нерешительность, страх перед будущим, социальные предрассудки и неуверенность в себе мешают героям быть счастливыми.
Особенности характера Н. Н.:
Он нерешителен, склонен к размышлениям, боится сделать шаг, не умеет действовать решительно.
Социальный статус:
Да, играет роль: Ася – незаконнорожденная, с непростым прошлым, Н. Н. – дворянин, для него это важно.
12. Сравните две встречи Н. Н. и Аси, заполнив таблицу «Две встречи – два разговора»:
| Критерий для сравнения | Свидание (глава IX) | Разрыв (глава XVI) |
|---|---|---|
| Цветовая гамма | Яркая, солнечная, насыщенная светлыми и радостными красками. | Тёмная, мрачная, тусклая – в комнате быстро наступает темнота. |
| Особенности света и тени | Тёплый солнечный свет, который создает атмосферу безмятежности и счастья. | Сумрак и тени, создающие атмосферу скрытности и меланхолии. |
| Как говорят герои | Н. Н. и Ася говорят оживлённо, с интересом, звучит смех. | Речь прерывается, с трудом подбираются слова. Напряжение и нерешительность отражаются в тихих репликах. |
| Ключевой образ | Образ природы – свет и легкость весеннего дня. | Образ замкнутого пространства – закрытая комната, спрятанная жизнь. |
| Интонация, общее настроение | Интонации легкие и жизнерадостные; общение сопровождается радостью и мечтами. | Интонации тревожные и гнетущие, настроение мрачное и тревожное. |
13. Как Тургенев выражает своё отношение к поступку Н. Н. в главе XX? Ответьте на последний вопрос рассказчика – «Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?» (глава XXII).
Тургенев выражает отношение к поступку Н. Н. через чувство сожаления и утраты, которые овладевают героем. Писатель позволяет читателю глубже понять внутреннее раскаяние Н. Н. и его острое осознание несбывшихся надежд. Последний вопрос рассказчика – это риторический вопрос о смысле прожитой жизни, где остается только память о прошлом, об утраченном времени – воспоминания о «блаженных и тревожных днях» и «крылатых надеждах и стремлениях» остаются, но больше ничего не сохранилось реально ценного из тех моментов.
14. В литературоведении есть понятие «тургеневская девушка» – особый тип героини, возвышенной, утончённой, образованной, талантливой, способной тонко чувствовать мир и других людей, внешне слабой, но наделённой огромной внутренней силой. Подумайте, можно ли отнести Асю к этому литературному типу. Оформите своё мнение в виде сочинения-рассуждения.
Безусловно, Асю можно рассматривать как пример «тургеневской девушки». С одной стороны, она обладает некоторой внешней слабостью и уязвимостью, обусловленной её молодостью, причудливым воспитанием и состоянием нестабильности. Однако, в то же время, ей присущи утончённые эстетические переживания, эмоциональная глубина и способность к самопожертвованию. Ася стремится к самопознанию, к пониманию красоты мира вокруг себя и проявляет внутреннюю силу, выражающуюся в её решимости уехать, не надеясь на взаимность. Тургенев изображает её как чувствительную, но решительную девушку, чьи внутренние противоречия и побуждения делают её представительницей этого особого типа героинь – трогательных в своем стремлении к более высокому идеалу.
15. По материалам, подготовленным для ответов на вопросы 7, 9, 10, 11, 12, докажите, что Н. Н. и Ася – совершенно разные люди. Напишите сочинение «Сравнительная характеристика главных героев повести “Ася” И. С. Тургенева».
История любви Н. Н. и Аси – это сложный и многослойный рассказ о двух людях, представляющих разные миры, разные жизненные пути и разные подходы к существованию. С одной стороны, Н. Н. – молодой человек, который исповедует свободолюбие, жажду новых впечатлений и лёгкость существования. В начале повести он наслаждается своей независимостью и предпочитает жить «на поверхности», не углубляясь в жизненные проблемы и обходя стороной серьезные обязательства. Для него характерно стремление к новым знакомствам, новым лицам, но без привязанности и глубины.
Ася, напротив, представляет собой олицетворение внутренних бурь, эмоциональной неустойчивости и жажды познания. Её происхождение, воспитание и обстоятельства, в которых она выросла, оставляют отпечаток на её характере, формируют стремление к глубоким переживаниям и познанию своей природы. В отличие от Н. Н., Ася ведет себя импульсивно и эмоционально; ее порывистость и желание найти себя в этом мире делают ее более ранимой.
На протяжении повести становится ясно, что Н. Н. и Ася принадлежат к разным жизненным позициям. Если взглянуть на поступки и решения каждого из них, то создаётся впечатление, что они называют разный смысл существования. Оставшись неудовлетворенным, Н. Н. с сожалением вспоминает о своем упущенном счастье, но сохраняет скептический взгляд на возможность повторения столь же сильного чувства. Ася же, напротив, проявляет решимость и самопожертвование, что демонстрирует её способность к глубоким чувствам и её внутреннюю силу, столь нежную и чистую.
Каждый из героев повести раскрывает перед читателем уникальный и сложный мир своей души. Они напоминают о том, что ирония судьбы и моменты жизни развиваются далеко не всегда в соответствии с ожиданиями и желаниями, и, возможно, самая сладостная гармония находится за пределами личного контроля и понимания.