63. Плачи детей
1. От чьего имени ведётся повествование о работе детей? Какое впечатление это производит на читателя?
Повествование ведётся от имени самих детей, которые работают на фабрике. Это производит на читателя сильное впечатление сострадания и ужаса, так как дети должны радоваться жизни и играть, а не работать в тяжёлых условиях.
2. Запишите в тетради выражения, создающие образ «проклятого» колеса. Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в каждом примере. Можно ли говорить, что колесо является символом? Раскройте его смысл.
Выражения: «Колесо чугунное вертится», «Хоть умри — проклятое вертится», «Хоть умри — гудит — гудит — гудит!». Здесь использованы эпитеты («чугунное колесо», «проклятое»), звуковые повторы («гудит — гудит — гудит!»). Колесо можно рассматривать как символ тяжёлого труда и безысходности, с которыми сталкиваются дети.
3. Как Некрасов описывает состояние детей? Удалось ли О. М. Шухвостову передать его на иллюстрации (см. форзац 3)?
Некрасов описывает состояние детей как изнеможённое, утомлённое и отчаянное: «Голова пылает и кружится», «Сердце бьётся, всё кругом идёт». В иллюстрации О. М. Шухвостова видно, что дети выглядят утомлёнными и подавленными, что передаёт их состояние.
4. Найдите строки, в которых сказано, каким должно быть детство. Какой приём здесь использован автором?
«В золотую пору малолетства / Всё живое — счастливо живёт, / Не трудясь, с ликующего детства / Дань забав и радости берёт.» Здесь использован приём противопоставления между идеальным детством и реальными условиями.
5. Почему стихотворение насыщено восклицательными предложениями, а заканчивается многоточием?
Восклицательные предложения передают эмоциональную напряжённость и отчаяние детей. Многоточие в конце создаёт ощущение незавершённости и нерешённости проблемы, оставляя место для размышлений и продолжения темы.
6. Сопоставьте стихотворение Н. А. Некрасова «Плач детей» с картинами В. Г. Перова «Тройка» и В. Е. Маковского «Свидание». Обобщите: каким было положение детей из социальных низов во второй половине XIX века.
Стихотворение Некрасова, как и картины Перова и Маковского, изображает тяжёлую и несправедливую жизнь детей из низших социальных слоёв. Дети вынуждены работать в тяжёлых условиях, лишены нормального детства и радости. Такое положение было типичным для многих детей во второй половине XIX века, которые часто работали на фабриках или в прислугами из-за бедности и нужды.