63. Плачи детей

1. От чьего имени ведётся повествование о работе детей? Какое впечатление это производит на читателя?

Повествование ведётся от имени самих детей, которые работают на фабрике. Это производит на читателя сильное впечатление сострадания и ужаса, так как дети должны радоваться жизни и играть, а не работать в тяжёлых условиях.

2. Запишите в тетради выражения, создающие образ «проклятого» колеса. Укажите, какое средство художественной выразительности использовано в каждом примере. Можно ли говорить, что колесо является символом? Раскройте смысл этого символа.

Выражения: «Колесо чугунное вертится», «Хоть умри – проклятое вертится», «Хоть умри – гудит – гудит – гудит!». Здесь использованы эпитеты («чугунное колесо», «проклятое»), звуковые повторы («гудит – гудит – гудит!»). Колесо можно рассматривать как символ тяжёлого труда и безысходности, с которыми сталкиваются дети.

3. Как Некрасов описывает состояние детей? Найдите строки, в которых говорится о том, каким должно быть детство (о чём дети мечтают). Какой приём здесь использовал автор?

Состояние детей:

«Голова пылает и кружится, сердце бьётся, всё кругом идёт»
«Всё и все! Впадая в исступленье, начинаем громко мы кричать»
«Бесполезно плакать и молиться – колесо не слышит, не щадит»

Каким должно быть детство:

«В золотую пору малолетства всё живое – счастливо живёт, не трудясь, с ликующего детства дань забав и радости берёт»
«Только нам гулять не довелося по полям, по нивам золотым»
«Если б нас теперь пустили в поле, мы в траву попадали бы – спать»

Здесь используется антитеза (противопоставление): автор противопоставляет счастливое детство обычных детей и тяжёлую жизнь детей на фабрике.

4. Почему стихотворение насыщено восклицательными предложениями, а заканчивается многоточием?

Восклицательные предложения передают эмоциональную напряжённость и отчаяние детей. Многоточие в конце создаёт ощущение незавершённости и нерешённости проблемы, оставляя место для размышлений и продолжения темы.

5. Сопоставьте стихотворение Н. А. Некрасова «Плач детей» с картинами В. Г. Перова «Тройка» и В. Е. Маковского «Свидание». Какую сторону общественной жизни показывают эти произведения? Узнайте, насколько обычным было такое положение детей из социальных низов во второй половине ХIХ века.

Стихотворение Некрасова, как и картины Перова и Маковского, изображает тяжёлую и несправедливую жизнь детей из низших социальных слоёв. Дети вынуждены работать в тяжёлых условиях, лишены нормального детства и радости. Такое положение было типичным для многих детей во второй половине XIX века, которые часто работали на фабриках или в прислугами из-за бедности и нужды.