57. Она не гордой красотою
1. В чём автор видит достоинства своей возлюбленной? Почему не называет её по имени, а использует местоимение «она»?
Автор ценит в возлюбленной не внешнюю красоту, а её простоту, естественность, искренность. Он говорит, что она не привлекает к себе толпы поклонников, не выглядит как богиня, но в её движениях, улыбках, речах есть «жизнь», «вдохновение» и «чудная простота».
Он не называет её по имени, потому что хочет показать, что речь идёт не о какой-то конкретной женщине, а о самом образе, идеале, который может быть близок каждому. Местоимение «она» делает образ более обобщённым и загадочным.
2. Докажите, что поэт, рисуя свою возлюбленную, идёт от общего впечатления к частному (к отдельным деталям внешности).
Сначала поэт описывает общие характеристики своей возлюбленной, указывает на отсутствие гордой красоты и толпы поклонников. Затем он переходит к более конкретным деталям: указывает на её стан, грудь и особые черты её внешности (движения, улыбки и речь), которые, по его мнению, полны жизни и вдохновения.
3. Найдите устаревшие слова и грамматические формы. Как они влияют на создание образа возлюбленной? Можно ли говорить о её обожествлении?
«Прельщает», «стан», «вздыхателей», «вдохновенья» (сейчас говорят «вдохновения»). Эти слова придают тексту возвышенный, несколько архаичный характер.
Несмотря на использование таких слов, обожествления возлюбленной не происходит. Напротив, поэт акцентирует внимание на её простоте и человечности, что противопоставляется божественному идеалу.
4. Что можно сказать о лирическом герое стихотворения? Как его характеризует подобное отношение к женщине?
Лирический герой стихотворения чувствителен, восприимчив к жизни и внутренним качествам человека. Он ценит простоту, искренность и внутреннюю красоту возлюбленной больше, чем внешние атрибуты и показную красоту. Такое отношение характеризует героя как глубокого и одухотворённого человека, способного видеть и ценить истинные человеческие качества.