108-109. Снег и Кисличка
1. Как вы думаете, это грустная или весёлая история? Почему?
Это история скорее грустная, потому что в ней рассказывается о том, как Снег пожертвовал собой ради спасения Кислички. Однако в конце есть надежда на его возрождение.
2. Назовите героев сказки.
Снег, Ветры, Медведь, Тетерева, Травы (Одуванчики, Манжетки, Подорожники, Земляника, Маргаритки), дикие козы, Кисличка.
I
1. Как Эдуард Шим описывает наступление зимы? Прочитайте.
Эдуард Шим описывает наступление зимы через ранние морозы, которые застудили землю и запечатали озёра и реки ледком, но снег всё не выпадал, и его ждали с нетерпением.
«Осенью рано ударили морозцы, застудили землю, запечатали крепким зелёным ледком озёра и реки. А снегу всё не было, не было. И его ждали повсюду с нетерпением и вспоминали о нём каждый день.»
2. Как вы понимаете выражения «ударили морозцы», «застудили землю», «запечатали ледком»? Как можно сказать об этих событиях по-другому? Почему писатель выбирает эти слова и выражения?
Эти выражения означают, что наступили холода, земля замёрзла, и водоёмы покрылись льдом. По-другому можно сказать, что начались заморозки, земля промёрзла, и водоёмы замёрзли. Писатель выбирает эти слова, чтобы создать более живописное и эмоциональное описание зимы.
3. Почему все с нетерпением ожидали, когда выпадет Снег?
Потому что без него было скучно, холодно и неуютно. Снег должен был укрыть землю и сделать её красивее и теплее.
II
1. Каким настроением проникнута вторая часть сказки? Докажите, прочитав отрывки из текста.
Вторая часть сказки проникнута радостным и праздничным настроением. Это видно из описания, как люди развеселились, играли в снежки, а растения и животные благодарили Снег за тепло и уют.
«Наконец выпал на землю Снег — такой чистый, такой белый, что кругом посветлело и сделалось как будто просторнее. <...> Они щурились от яркого света, улыбались, а мальчишки играли в снежки и катались на лыжах.»
2. Составьте план второй части. Перескажите текст по плану.
План второй части:
1. Появление Снега.
2. Радость людей и животных.
3. Благодарность растений Снегу.
4. Уютные спаленки для Тетеревов.
5. Медведь засыпает под снежной крышей.
Краткий пересказ: Наконец выпал Снег, и всё вокруг стало светлее и просторнее. Люди развеселились, играли в снежки и катались на лыжах. Растения благодарили Снег за тепло, а Тетерева устроили себе уютные спаленки под снегом. Медведь спокойно заснул в берлоге под снежной крышей.
III
1. Прочитайте диалог Снега с Ветрами. О чём они его предупреждали?
Ветры предупреждали Снег, что ему нельзя разговаривать, иначе он быстро погибнет. Они говорили, что слова могут заразить его чувствами, которые приведут к его гибели.
«— Отпустите меня на землю! — попросил Снег. <...> Стоит заговорить второй раз — от тебя не останется и восьмушки. А когда заговоришь в третий раз — от тебя ничего не останется!»
2. Объясните смысл выражения «растрёпанные седые тучи». Попробуйте сказать по-другому.
Выражение описывает облака, которые выглядят как неопрятные, серые и пушистые. По-другому можно сказать «серые пушистые облака».
IV—VI
1. Перечитайте четвёртую часть сказки и расскажите о лесных историях, которые услышал Снег.
Снег услышал истории о том, как Манжетка собирает росу для птиц, как Подорожник лечит людей, как Одуванчики закрывают корзинки перед дождём, как Земляника ходит на усах. Он также узнал о Клесте, который выводит птенцов зимой, о водяном воробье Оляпке, который купается в прорубях, и о Корольке, который звенит, как бубенчик.
2. Почему Снег хотел подружиться с соседями?
Потому что он узнал много интересного о них и почувствовал к ним симпатию.
Обсудите, умел ли Снег радоваться чужому счастью. Докажите это.
Снег умел радоваться чужому счастью, так как он старался укрыть и согреть всех, кто нуждался в его помощи, и был рад, когда видел, что они довольны и счастливы.
VII—VIII
1. Как Снег отнёсся к появлению Кислички?
Снегу очень понравилась маленькая Кисличка, он восхищался её упрямством и весёлостью.
2. Почему Снег решил, что теперь будет молчать? Как менялось его решение? Что он чувствовал?
Снег решил молчать, чтобы не погибнуть, но его решение изменилось, когда он увидел, что Кисличка нуждается в помощи. Он почувствовал, что не может оставаться безучастным и должен помочь ей, даже если это приведёт к его гибели.
3. Какие мысли беспокоили Снега? Согласны ли вы с ними? Почему?
Снега беспокоили мысли о том, что жить, как мёртвый, не имеет смысла. Он решил, что лучше пожертвовать собой ради жизни Кислички. Я согласен с ним, потому что жизнь имеет смысл, когда мы заботимся о других и делаем добро.
4. Что вы можете сказать о поступке Снега?
Поступок Снега был благородным и самоотверженным. Он пожертвовал собой ради спасения Кислички, это показывает его доброту и любовь.
IX
Как относится к гибели Снега писатель? Почему он сомневается в ней?
Писатель относится к гибели Снега с надеждой на его возрождение. Он сомневается в его гибели, потому что Снег превращается в воду и может снова вернуться на землю в виде снега, продолжая цикл жизни.
Попробуйте сочинить сказку на тему «Новое рождение Снега» или «Приятная встреча».
Жил-был Снег, который однажды растаял, чтобы спасти маленькую травку. Но его история не закончилась. Вода, в которую он превратился, напоила землю и ушла в реки и моря. Однажды, в холодной пустоте неба, вода снова собралась в облака, и Снег родился заново. Он снова спустился на землю, чтобы укрыть её от морозов и принести радость всем её жителям. И в этот раз он встретил новых друзей, которые ждали его с нетерпением, чтобы рассказать ему свои истории и поделиться радостью жизни.