90. Константин Бальмонт
1. Какое настроение передано в стихотворении? Чем оно вызвано?
Настроение грусти и меланхолии, вызванное наступлением осени и отлётом птиц.
2. Какие картины уходящего лета рисует поэт? Зачитайте отрывок стихотворения, где об этом говорится.
Поэт рисует картины уходящего лета через образы брусники и улетающих птиц: «Поспевает брусника, // Стали дни холоднее».
3. К словам грустно, блистать подберите близкие по значению. Сравните их с авторскими и определите, почему поэт выбрал эти слова. Что они передают?
Близкие по значению: печально, сиять.
Поэт выбрал слова «грустно» и «блистать», потому что они точно передают настроение стихотворения. «Грустно» подчёркивает меланхолию и тоску, связанную с наступлением осени, а «блистать» показывает яркость и красоту осенней природы. Эти слова создают контраст между грустью и красотой и усиливают эмоциональное воздействие стихотворения.
4. Прочитайте последнее четверостишие. Какие слова помогли поэту изобразить осень как живое существо?
Слова «проснётся» и «заплачет».
5. Придумайте название стихотворению и прочитайте его выразительно. Выберите тон чтения, определите паузы и логическое ударение.
Название: «Осенняя грусть». Тон чтения – меланхоличный, с паузами после каждой строки и логическим ударением на словах «грустнее», «улетают», «блистают», «проснётся», «заплачет».
6. Задание для самостоятельного выполнения.