75. Ромашка
1. Какое настроение появилось у вас после прочтения сказки?
Настроение грустное, потому что Жаворонок и Ромашка страдали в неволе, и никто не помог им.
2. Прочитайте, как росла и распускалась Ромашка. Почему она была счастлива?
Ромашка росла у канавы в мягкой зелёной траве. Она распустилась в одно прекрасное утро, и её жёлтое сердечко было окружено белыми лепестками. Она была счастлива, потому что её ласкало солнышко, ветерок её целовал, и она слышала пение Жаворонка.
3. Как вели себя пышные цветы в палисаднике? Как относится к ним автор?
Пышные цветы в палисаднике важничали и не замечали маленькую Ромашку. Автор относится к ним с иронией, показывая, что они гордые и надменные.
4. Прочитайте, как Ромашка стала пленницей.
Ромашка стала пленницей, когда два мальчика вырезали кусок дёрна, на котором она росла, и поместили его в клетку к Жаворонку.
«Вот здесь можно вырезать славный кусок дёрна для нашего Жаворонка! — сказал один из мальчиков и, глубоко запустив нож в землю, начал вырезать четырёхугольный кусок дёрна. Ромашка очутилась как раз в середине его. — Давай вырвем цветок! — сказал другой мальчик. И Ромашка затрепетала от страха: если её сорвут, она умрёт, а ей так хотелось жить! Теперь она могла ведь попасть к бедному пленнику! — Нет, пусть лучше останется! — сказал первый из мальчиков. — Так красивее! И Ромашка попала в клетку к Жаворонку.»
5. Расскажите, как страдали в неволе Жаворонок и Ромашка. Почему?
Жаворонок страдал в клетке, потому что не мог летать и не было воды. Ромашка страдала, потому что не могла помочь Жаворонку и видела его страдания.
6. Что вы можете сказать о мальчиках?
Мальчики не подумали о том, что Жаворонку нужна вода, и оставили его умирать в клетке. Они не осознавали, что их действия причиняют страдания.
7. Как заканчивается сказка?
Сказка заканчивается тем, что Жаворонок умирает от жажды, а Ромашка выбрасывают на пыльную дорогу. Мальчики устраивают пышные похороны для Жаворонка, но забывают о Ромашке.
8. Что в сказке похоже на быль?
В сказке похоже на быль то, как люди часто забывают заботиться о живых существах, но проявляют внимание, когда уже поздно.
9. Случалось ли вам наблюдать похожие события в жизни?
Да, иногда люди забывают заботиться о своих питомцах или растениях, а потом жалеют об этом.
10. Перескажите самый интересный эпизод сказки.
Самый интересный эпизод – это когда Жаворонок опустился не в сад к пышным цветам, а к скромной Ромашке, и она была счастлива от этого внимания.
11. Чему может научить эта сказка X. К. андерсена?
Сказка может научить тому, что нужно ценить простые радости жизни и заботиться о других.
Представьте, что вы композиторы. Какую музыку вы сочините к началу, середине и концу сказки? Она должна быть весёлой, грустной или задумчивой?
К началу сказки я бы сочинил весёлую и лёгкую музыку, к середине – задумчивую, а к концу – грустную, чтобы передать настроение героев.
Поделимся мыслями
1. Приходилось ли вам ухаживать за цветами? Как вы это делали?
Да, я поливал цветы, следил за их состоянием и пересаживал их, когда это было нужно.
2. Что лучше: любоваться цветами в букете или на лугу? Почему?
Лучше любоваться цветами на лугу, потому что это их естественная среда обитания.
3. Хорошо ли птицам в клетке? Почему?
Нет, птицам плохо в клетке, потому что они лишены свободы и не могут летать.
4. Маленький скворец выпал из скворечника. Он не может летать. Вы это видите. Как вы поступите?
Я бы постарался вернуть его в скворечник или отнести в безопасное место, где его смогут найти родители.
5. Как бы вы закончили сказку Х. К. Андерсена «Ромашка»?
Я бы закончил сказку тем, что кто-то заметил страдания Жаворонка и Ромашки и помог им, выпустив на свободу.