66-68. Серая Шейка
1. Какое впечатление произвела на вас сказка? Когда и за кого вы переживали, волновались, радовались?
Сказка произвела на меня впечатление грусти и надежды. Я переживал за Серую Шейку, когда она осталась одна, и радовался, когда охотник решил её спасти.
2. Кто из героев сказки вам понравился? Почему?
Мне понравилась старая Утка, потому что она была заботливой и любящей матерью, переживающей за свою дочь.
I
1. Какой представляется вам Утка-мать? Прочитайте слова, которые передают беспокойство матери за свою дочь.
Утка-мать представляется заботливой и любящей. Она говорит: «Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну».
2. Какими чертами характера отличается от Утки её супруг Селезень?
Селезень отличается безразличием и эгоизмом. Он считает, что не стоит беспокоиться о Серой Шейке, и говорит: «Ну останется, ну замёрзнет — жаль, конечно, а всё-таки ничего не поделаешь».
3. Прочитайте отрывок из текста о том, как разные птицы собирались в далёкий путь. Найдите в отрывке слова автора, характеризующие его отношение к перелёту птиц в дальние страны. О чём они свидетельствуют?
Автор описывает перелёт как трудный и опасный путь: «Сколько бедных птиц дорогой выбьется из сил. Сколько погибнет от разных случайностей». Это свидетельствует о серьёзности и опасности перелёта.
II
1. Как относилась старая Утка к раненой дочери?
Старая Утка относилась к дочери с удвоенной нежностью и заботой, переживая за её будущее.
2. Какое настроение было у Серой Шейки, когда птицы стали собираться в дорогу? Как оно менялось?
Сначала Серая Шейка была любопытной и завидовала братьям и сёстрам, но потом стала грустной и одинокой.
3. Как описана природа во второй части сказки?
Природа описана как холодная и осенняя, с пожелтевшими берёзками и покрасневшими осинами.
4. Найдите слова, которые помогают создать картину поздней осени.
«Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь».
III
1. Расскажите о встрече Серой Шейки с Зайцем. Что общего было в их судьбе?
Серая Шейка встретила Зайца, когда забралась в лес. Заяц испугался её, но они быстро познакомились. Оба были беззащитными и боялись Лису. Серая Шейка не могла летать из-за сломанного крыла, а Заяц постоянно спасался бегством от врагов.
2. Прочитайте, как описано начало зимы и настоящая зима. Найдите слова, которые помогают ярко представить описанные картины.
Начало зимы описано как борьба реки с холодом: «По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днём тонкий, как стекло, лёд таял». Настоящая зима представлена как покрытая белоснежным ковром земля: «Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка».
3. Какой вы представили себе лису?
Лиса представляется хитрой и коварной, она подкрадывается к Серой Шейке и пытается её обмануть.
4. Как Серая Шейка восприняла приход лисы? Прочитайте отрывок, в котором об этом говорится.
Серая Шейка была в отчаянии и испугана приходом Лисы. «У Серой Шейки замерло сердце. Но Лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лёд был ещё очень тонок».
5. Какой эпизод сказки изображён на иллюстрации (с. 63)?
На иллюстрации изображён момент, когда Лиса подкрадывается к Серой Шейке на льду.
6. Подготовьте пересказ третьей части сказки.
Серая Шейка осталась одна на реке, окружённой горами и лесом. Она познакомилась с Зайцем, который тоже был беззащитным и боялся Лису. Заяц предупредил её об опасности. Зима наступала, и река постепенно замерзала, оставляя всё меньше места для плавания. Лиса начала приходить каждый день, пытаясь добраться до Серой Шейки. Серая Шейка была в страхе, зная, что полынья скоро замёрзнет полностью.
IV
Обсудите самый острый момент четвёртой части сказки. Как его можно озаглавить?
Самый острый момент — это когда охотник стреляет в Лису. Его можно озаглавить «Выстрел спасения».
1. Каким представляется вам старичок-охотник? Подтвердите свои мысли примерами из текста.
Старичок-охотник представляется добрым и заботливым. Он решил спасти Серую Шейку и отнести её внучкам: «А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу».
2. Как охотник отнёсся к Серой Шейке?
Охотник отнёсся к Серой Шейке с заботой и решил её спасти.
3. Одинокая, смелая, боязливая, беззащитная, счастливая — какие из этих слов подходят для характеристики Серой Шейки? Объясните свой выбор.
Серая Шейка была одинокой и беззащитной, потому что осталась одна на реке и боялась Лисы.
4. Подготовьте подробный пересказ четвёртой части сказки.
Старичок-охотник, гуляя по лесу, заметил Лису, которая подкрадывалась к Серой Шейке. Он решил выстрелить в Лису, чтобы спасти утку. Лиса убежала, а охотник подошёл к полынье и увидел перепуганную Серую Шейку. Поняв, что она не может улететь из-за сломанного крыла, охотник решил забрать её к своим внучкам. Он подумал, что весной Серая Шейка сможет снести яйца и вывести утят. Охотник положил её за пазуху и отправился домой, радуясь, что внучки будут счастливы.
5. Озаглавьте каждую часть сказки.
I. Подготовка к отлёту
II. Разлука
III. Одиночество и опасность
IV. Спасение
Подумайте, как сложится судьба Серой Шейки. Придумайте продолжение сказки.
Серая Шейка останется жить у охотника и его внучек. Она станет их любимицей и будет радовать их своими историями о жизни на реке. Весной она выведет утят и научит их быть смелыми и осторожными.
***
Добродей:
Подумайте и расскажите, как вы повели бы себя, если бы увидели уточку с перебитым крылом, которая не может летать.
Если бы я увидел уточку с перебитым крылом, которая не может летать, я бы постарался ей помочь. Во-первых, я бы осторожно подошёл к ней, чтобы не напугать. Затем, если уточка позволила бы, я бы отнёс её в безопасное место, где она могла бы отдохнуть и восстановиться. Я бы попытался связаться с ветеринаром или специалистами по диким животным, чтобы они осмотрели её и оказали необходимую помощь. Если бы это было возможно, я бы обеспечил ей временное укрытие и еду, пока она не поправится.