35-36. Не силой, а умом

1. За кого из героев сказки вы переживали? Почему?

За человека, потому что медведь был очень сильным, и если бы человек не придумал хитрость, медведь мог бы его победить.

2. Почему человек отказался бороться с медведем? Прочитайте предложение, в котором объясняется причина.

«Глянул человек на медведя: этакая махина — куда с ним тягаться! Сожмёт лапами — и дух вон.»

3. Какую хитрость придумал человек? Прочитайте. Как это его характеризует?

Человек предложил медведю разорвать пень лапой, а сам выбил клин, и пень сжал медвежью лапу. Это показывает, что человек был умным и находчивым.

4. «Наутёк в лес без оглядки». Как сказать по-другому?

Побежал в лес, не оглядываясь.

5. В каких словах выражена главная мысль сказки? Прочитайте.

«Не только силой можно бороться, а и умом.»

6. Рассмотрите иллюстрацию на с. 35. Обратите внимание на задумчивое выражение лица человека, уверенность медведя. С каким эпизодом сказки она соотносится?

Иллюстрация соотносится с эпизодом, когда медведь предложил человеку побороться, а человек задумался, как избежать борьбы.

7. Расскажите сказку близко к тексту, используя иллюстрацию.

Человек пошёл в лес рубить дрова. Нарубил дров, сел на пень отдохнуть. Тут к нему подошёл медведь и предложил побороться. Человек посмотрел на медведя и понял, что не сможет с ним тягаться, ведь медведь очень сильный. Тогда человек предложил медведю сначала проверить его силу на пне. Медведь согласился и сунул лапу в расщелину пня. Человек выбил клин, и пень сжал медвежью лапу. Медведь начал реветь и просить отпустить его. Человек сказал, что не только силой можно бороться, но и умом. После этого он освободил медведя, и тот убежал в лес.