Стр. 72-77
Работаем с понятиями
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми вы встречались при изучении раздела.
А. Разделите понятия на две группы и разместите их в соответствующих столбцах таблицы.
Первобытное общество | Древние цивилизации |
---|---|
кроманьонец, стоянка, бронзовый век, наскальная живопись, неолитическая революция | Античность, цивилизация, империя, иероглиф, религия, фараон, соседская община, индоевропейцы, восточная деспотия, государство, орошаемое земледелие, мегалит, патриархальное рабство, полис |
Б. Выберите понятия, характерные для описания Беларуси в древности. Объясните их значение, конкретизируйте примерами изученных исторических событий, явлений и процессов.
Кроманьонец – древний человек современного типа. На территории Беларуси кроманьонцы обитали около 24-21 тысяч лет до н. э., их стоянки найдены у деревень Юровичи и Бердыж.
Стоянка – место временного или постоянного обитания древних людей. Примеры стоянок на территории Беларуси: Юровичи и Бердыж, где жили кроманьонцы.
Бронзовый век – период, когда люди начали использовать бронзовые орудия труда. На территории Беларуси бронзовый век датируется началом 2-го тысячелетия до н. э. – VIII в. до н. э.
Наскальная живопись – изображения, выполненные на скалах или камнях. В Беларуси такие изображения могли быть связаны с магическими обрядами и ритуалами.
Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему (земледелие и скотоводство). В Беларуси этот процесс начался с середины 3-го тысячелетия до н. э.
2. Понятие «гражданин» имеет глубокие исторические корни. Поразмышляйте о его значении при выполнении предложенных заданий.
А. Прочитайте текст клятвы, которую давали 18-летние юноши, становясь полноценными афинскими гражданами. Назовите основные ценности афинян.
Основные ценности афинян: защита отечества, верность товарищам, соблюдение законов, уважение к правительству, стремление к увеличению силы и славы отечества, почитание святых мест и традиций.
Б. В древнеримской общине существовала тесная связь между понятиями «гражданин», «воин» и «землевладелец». Поясните, в чем она заключалась.
В древнеримской общине гражданин был одновременно и воином, и землевладельцем. Только мужчины, обладавшие землей, могли быть полноправными гражданами и обязаны были служить в армии. Владение землей давало право на гражданство и налагало обязанность защищать государство.
В. Что для вас значит «быть гражданином»? Сформулируйте современное определение понятия «гражданин». Какие ценности из клятвы афинян актуальны и сегодня?
Для меня быть гражданином значит активно участвовать в жизни своего общества, соблюдать законы, уважать права и свободы других людей, защищать свою страну и способствовать ее развитию. Современное определение понятия «гражданин» может звучать так: гражданин – это человек, который имеет права и обязанности в рамках государства, активно участвует в его политической, социальной и экономической жизни, соблюдает законы и способствует благополучию общества.
Все ценности из клятвы афинян актуальны и сегодня.
Читаем и преобразуем различные виды текстов
3. Рассмотрите картосхему «Палеолитические стоянки на территории Беларуси» и объясните причину такого их расположения. На основании предложенных источников информации (картосхема, макет, информация о Бердыжской стоянке) опишите один день из жизни обитателя подобной стоянки.
Причина связана с близостью стоянок к рекам и водоемам. Вода была жизненно важным ресурсом для древних людей, она обеспечивала их питьевой водой, рыбой и другими водными ресурсами. Также реки служили удобными путями для передвижения и охоты на животных, которые приходили к водопоям.
Один день из жизни обитателя Бердыжской стоянки:
Утро начинается с пробуждения в жилищах из костей мамонтов и шкур. Мужчины готовятся к охоте, затачивая кремневые наконечники копий и ножи. Они отправляются на охоту, надеясь поймать мамонта или другого крупного зверя. Женщины и дети остаются на стоянке: женщины собирают съедобные растения, а дети помогают и учатся.
В середине дня охотники возвращаются с добычей. Начинается разделка туши мамонта: мясо готовят на огне, шкуры обрабатывают, кости используют для новых орудий труда. После обеда мужчины продолжают изготовление орудий и ремонт жилищ, женщины собирают растения и обрабатывают шкуры, дети играют и учатся.
Вечером община собирается у костра, делится новостями, рассказывает истории и проводит ритуалы. Обсуждают планы на следующий день и распределяют обязанности. Ночью все укладываются спать, чтобы набраться сил для нового дня.
4. Ознакомьтесь с описанием поселения бронзового века.
Рассмотрите фотографии музейной экспозиции и определите места расположения следующих объектов: жилище бронзового века, хозяйственные постройки, культовое сооружение. Аргументируйте свой выбор.
Жилище бронзового века:
На первой фотографии слева видно большое строение с двускатной крышей и каркасно-столбовой конструкцией. Такое строение соответствует описанию жилища бронзового века.
Хозяйственные постройки:
На первой фотографии слева видно небольшое строение рядом с жилищем. Оно меньше по размеру и, возможно, использовалось для хранения зерна, соломы и сена. Это хозяйственная постройка.
Культовое сооружение:
На второй фотографии справа видно строение, расположенное на расстоянии от других построек. Оно стоит отдельно, что соответствует описанию культового сооружения, которое должно располагаться вдали от жилищ и людского шума.
Анализируем, объясняем и рассуждаем
5. Установите причину и следствие в следующих парах событий:
Причина | Следствие |
---|---|
трудоемкость добывания пищи | жизнь родовыми общинами |
захоронение сородичей | возникновение религиозных представлений |
небольшое количество бронзовых изделий на территории Беларуси | совершенствование каменных орудий труда населением Беларуси в эпоху бронзы |
распространение на территории Беларуси земледелия | появление шахт по добыче кремня на западе Беларуси |
использование металлов для изготовления орудий труда и оружия | появление социального неравенства |
потребность в строительстве ирригационных систем | возникновение государств Древнего Востока |
создание алфавитной письменности | развитие торговли |
низкая производительность труда | использование рабского труда |
6. В повседневной речи мы часто используем фразеологические обороты. Многие из них своими корнями уходят в античные времена.
А. Вспомните, какие из предложенных фразеологизмов обязаны своим происхождением мифам, а какие являются отголосками исторических событий.
Фразеологизмы, связанные с мифами: нить Ариадны; яблоко раздора; ахиллесова пята; ящик Пандоры; сизифов труд; троянский конь; титанический труд.
Фразеологизмы, связанные с историческими событиями: со щитом или на щите; перейти Рубикон; пиррова победа; разрубить гордиев узел; «И ты, Брут!».
Б. Выберите наиболее интересный для вас фразеологизм, установите истоки его происхождения, объясните смысл, приведите примеры употребления в речи.
«Троянский конь»
Истоки происхождения:
Фразеологизм «троянский конь» происходит из древнегреческой мифологии. Согласно мифу, во время Троянской войны греки, чтобы проникнуть в город Трою, построили огромного деревянного коня и спрятали внутри него своих воинов. Троянцы, считая коня подарком, ввезли его в город. Ночью греческие воины вышли из коня и открыли ворота города для своей армии, что привело к падению Трои.
Смысл:
Фразеологизм «троянский конь» означает хитрость, обман, скрытую угрозу или подарок, который несет в себе опасность.
Примеры употребления в речи:
– Новая программа оказалась настоящим троянским конем: вместе с полезными функциями она установила на компьютер множество вирусов.
– Он принял предложение о сотрудничестве, не подозревая, что это был троянский конь, который разрушит его бизнес.
7. Сравните общемировую археологическую периодизацию с периодизацией первобытности на территории Беларуси.
А. Какой период был самым долгим в истории человечества?
Палеолит (древний каменный век). Если точнее, то ранний палеолит.
Б. Объясните причины невозможности выделения единых хронологических рамок исторических периодов для различных регионов мира.
На это повлияли следующие причины:
– Различия в климатических и природных условиях, которые влияли на развитие человеческих сообществ.
– Различия в темпах технологического и культурного развития.
– Влияние миграций и контактов между различными народами и культурами.
– Региональные особенности в использовании ресурсов и адаптации к окружающей среде.
В. На основе сравнения периодизаций сделайте вывод.
Палеолит в Беларуси начался позже, чем в общемировой периодизации, и охватывает более короткий временной промежуток.
Мезолит в Беларуси начался позже и продолжался дольше, чем в общемировой периодизации.
Неолит в Беларуси также начался позже и продолжался дольше.
Бронзовый и железный века в Беларуси совпадают по хронологическим рамкам с общемировой периодизацией, но имеют свои региональные особенности.
Вывод: Археологическая периодизация для различных регионов мира имеет свои особенности и временные рамки, которые зависят от местных условий и темпов развития.
8. Перечислите преимущества бронзовых орудий труда и оружия по сравнению с каменными и железных перед бронзовыми.
Бронзовые орудия труда и оружие превосходили каменные по прочности, остроте, универсальности и легкости обработки. Железные орудия были еще прочнее и тверже, более доступны по сырью, экономичнее в производстве и обладали улучшенными режущими свойствами.
9. Заполните таблицу «Изменения в жизни древних людей на территории Беларуси». Сделайте вывод.
Археологический период | Тип хозяйства / занятия | Орудия труда | Социальные отношения | Духовная культура | |
---|---|---|---|---|---|
Каменный век | Палеолит | Охота, собирательство | Каменные орудия, ручные рубила, скребки | Родовые общины, коллективизм | Первые религиозные представления, погребальные обряды |
Мезолит | Охота, рыболовство, собирательство | Каменные орудия, микролиты, луки и стрелы | Родовые общины, начало формирования племен | Магические обряды, наскальная живопись | |
Неолит | Земледелие, скотоводство, рыболовство | Каменные орудия, топоры, мотыги, керамика | Родовые общины, начало социальной дифференциации | Развитие религиозных представлений, культ предков, орнамент на керамике | |
Бронзовый век | Земледелие, скотоводство, ремесла | Бронзовые орудия, топоры, серпы, украшения | Соседские общины, социальное неравенство | Культовые сооружения, развитие мифологии и религии | |
Железный век | Земледелие, скотоводство, ремесла, торговля | Железные орудия, плуги, мечи, ножи | Соседские общины, племенные союзы, усиление социальной дифференциации | Развитие религиозных культов, появление письменности, искусство |
Вывод:
На протяжении археологических периодов на территории Беларуси происходили значительные изменения в жизни древних людей. В каменном веке основными занятиями были охота, собирательство и рыболовство, а орудия труда изготавливались из камня. С развитием земледелия и скотоводства в неолите начался переход к оседлому образу жизни и усложнению социальных отношений. В бронзовом веке появились бронзовые орудия труда и оружие, что способствовало развитию ремесел и социальной дифференциации. В железном веке использование железных орудий труда и оружия привело к дальнейшему развитию земледелия, ремесел и торговли, а также к усилению социальной структуры и появлению письменности. Духовная культура также эволюционировала, отражая изменения в религиозных представлениях и искусстве.
10. Используя ленту времени, предложенную в начале данного раздела, выполните задания.
А. Составьте рассказ о развитии белорусских земель в древности.
Развитие белорусских земель началось около 24 тысяч лет назад с расселения кроманьонцев, которые занимались охотой и собирательством. Около 12 тысяч лет назад отступление ледника привело к изменению климата, что способствовало началу неолитической революции. Люди начали переходить к земледелию и скотоводству, появились первые постоянные поселения и керамика.
Около 4 тысяч лет назад началось использование бронзы, что улучшило ремесла и торговлю. В это время индоевропейцы принесли новые технологии и культурные традиции. В VII веке до н. э. началось распространение железа, это повысило производительность труда и способствовало развитию земледелия и ремесел. Усилилось социальное неравенство и появились первые племенные союзы.
Б. Какими событиями / явлениями / процессами вы бы дополнили имеющуюся ленту времени? Предложите форму для их обозначения (карта, картина, фотография, цитата, фрагмент источника, дата и др.).
Появление первых стоянок кроманьонцев (24-е тыс. до н. э.) – фотография археологических раскопок.
Начало использования керамики (конец 5-го тыс. до н. э.) – изображение керамических изделий.
Переход к оседлому образу жизни (неолитическая революция) – картина земледельцев и скотоводов.
Появление первых бронзовых орудий (2-е тыс. до н. э.) – фотография бронзовых топоров и серпов.
Формирование первых племенных союзов (железный век) – карта расселения племен.
Начало использования железных орудий (VII в. до н. э.) – изображение железных плугов и мечей.
Появление первых культовых сооружений (бронзовый век) – фотография реконструкции культового сооружения.