29-30. Образы помещиков в поэме
1. Проанализируйте главы 2—6. Какие приёмы использует Н. В. Гоголь для создания образов помещиков?
Гоголь использует множество приёмов для создания ярких образов помещиков. Во-первых, он применяет гиперболу и гротеск, чтобы подчеркнуть их недостатки и пороки. Например, Манилов изображён как человек с чрезмерно сладкими манерами, а Плюшкин — как воплощение жадности и запустения. Во-вторых, Гоголь использует детали интерьера и внешности, чтобы подчеркнуть характеры героев. Например, дом Манилова описан как уютный, но пустой, что отражает его пустоту и бездеятельность. В-третьих, автор применяет диалоги, которые раскрывают внутренний мир персонажей и их отношение к жизни. Ноздрёв, например, представлен через свои разговоры как лживый и безответственный человек. Наконец, Гоголь использует контрасты между помещиками, чтобы показать разнообразие человеческих пороков.
2. Заполните в тетради таблицу «Галерея помещиков в поэме “Мёртвые души”».
Фамилия помещика | Авторская характеристика | Детали, описывающие героя | Определяющая черта, характеризующая помещика как социальный тип | Отношение к просьбе о продаже «мёртвых душ» |
---|---|---|---|---|
Манилов | Чрезмерно вежливый и мечтательный, но бездеятельный | Уютный, но пустой дом, беседка с надписью «Храм уединенного размышления» | Пустота и бездеятельность | Согласен отдать души бесплатно, не понимает сути дела |
Коробочка | Осторожная и недоверчивая, но жадная | Ветхие избы, запустение | Жадность и недоверчивость | Долго не соглашается, боится обмана |
Ноздрёв | Лживый и безответственный | Шумные вечеринки, азартные игры | Лживость и безответственность | Предлагает сыграть на души в карты |
Собакевич | Грубый и прямолинейный, но расчётливый | Крепкий дом, массивная мебель | Грубость и расчётливость | Сразу соглашается, но запрашивает высокую цену |
Плюшкин | Олицетворение жадности и запустения | Ветхий дом, запущенный сад | Жадность и запустение | С радостью соглашается, видя выгоду |
3. На основании глав 2—6 составьте «универсальный» план-схему, в соответствии с которым можно дать характеристику каждому из помещиков. По разработанному плану подготовьте рассказ о Манилове, Ноздрёве, Собакевиче, Плюшкине и Коробочке (индивидуальная или групповая работа).
1. Внешний облик и манеры
2. Описание дома и хозяйства
3. Основные черты характера
4. Отношение к просьбе Чичикова
5. Социальный тип и его значение в поэме
4. Перечитайте историю Плюшкина (глава 6). На её основе составьте схему, отражающую этапы духовной деградации Плюшкина. Можно ли определить, насколько «омертвели» души других помещиков?
Схема духовной деградации Плюшкина:
1. Бережливый хозяин
2. Потеря семьи
3. Усиление скупости
4. Полное запустение и изоляция
5. Превращение в «прореху на человечестве»
Другие помещики также демонстрируют признаки духовного омертвения: Манилов — бездеятельность, Коробочка — жадность, Ноздрёв — лживость, Собакевич — грубость.
5. Почему именно Плюшкин завершает галерею помещиков в поэме? Существует ли какая-то композиционная закономерность, объясняющая порядок «появления» в поэме помещиков?
Плюшкин завершает галерею помещиков, так как он является крайним проявлением деградации и запустения, символизируя полное омертвение души. Композиционная закономерность заключается в том, что каждый последующий помещик более «мёртв» духовно, чем предыдущий, что подчеркивает постепенное угасание человеческих качеств.
6. Что в характере и поступках Чичикова делает его похожим на помещиков? Составьте опорный конспект или таблицу «Сходство Чичикова и помещиков».
Сходства Чичикова и помещиков:
– Стремление к наживе (как у Коробочки и Плюшкина)
– Ловкость и умение манипулировать (как у Ноздрёва)
– Расчётливость и прагматизм (как у Собакевича)
– Внешняя вежливость и обаяние (как у Манилова)
7. Объясните мнение Андрея Белого о том, что каждый последующий помещик, с которым судьба сталкивала Чичикова, «более мёртв, чем предыдущий». Покажите на схеме, какие черты постепенно утрачивает человек, двигаясь от Манилова к Плюшкину.
Схема утраты черт:
1. Манилов — мечтательность → утрата активности;
2. Коробочка — хозяйственность → утрата широты взглядов;
3. Ноздрёв — авантюризм → утрата честности;
4. Собакевич — грубость → утрата духовности;
5. Плюшкин — скупость → утрата человечности (полное омертвение души)
8. Объясните смысл высказывания А. И. Герцена: «...Не ревизские — мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие».
Герцен имеет в виду, что истинно мёртвые души — это сами помещики, утратившие человеческие качества и моральные ценности. Их духовная пустота и пороки делают их более мёртвыми, чем умершие крестьяне.
9. Разработайте визитные карточки для одного-двух помещиков. Используйте для этого факты из текста произведения, подберите к тексту визуальный ряд.
Визитная карточка Манилова
Имя: Манилов
Основные черты: мечтательность, бездеятельность
Описание дома: уютный, но пустой
Отношение к просьбе Чичикова: согласен отдать души бесплатно
Визуальный ряд: уютный дом, беседка с надписью «Храм уединенного размышления»
Визитная карточка Плюшкина
Имя: Плюшкин
Основные черты: жадность, запустение
Описание дома: ветхий, запущенный
Отношение к просьбе Чичикова: с радостью соглашается
Визуальный ряд: ветхий дом, запущенный сад
10. Существует мнение, что в героях поэмы Н. В. Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право. Напишите небольшое рассуждение, в котором докажите или опровергните это утверждение. Только ли социальные условия влияют на изменения во внутреннем мире человека?
Можно согласиться с мнением, что крепостное право сыграло значительную роль в деградации душ героев поэмы. Оно способствовало развитию жадности, лживости и бездеятельности. Однако нельзя утверждать, что только социальные условия определяют внутренний мир человека. Личностные качества, воспитание и жизненный опыт также оказывают влияние на формирование характера. Например, Манилов изначально был склонен к мечтательности, а Ноздрёв — к лживости. Таким образом, крепостное право лишь усугубило уже существующие задатки, но не стало единственной причиной их деградации.