51. Цыганы

1. Перечитайте последние 2 строчки поэмы. Почему именно этими словами за канчивается поэма, посвящённая те ме свободы и воли?

Поэма показывает, что даже среди свободных цыган, которые живут вне законов общества, страсти и судьба всё равно оказывают своё влияние. Свобода не спасает их от внутренних конфликтов, ревности и трагедий. В итоге, несмотря на их вольный образ жизни, они всё равно сталкиваются с неизбежными человеческими страданиями и судьбой.

***

1. Назовите героев поэмы. Объясните, кого из них и почему можно считать романтическим героем.

Герои поэмы: Алеко, Земфира, старый цыган, молодой цыган, медведь. Романтическим героем можно считать Алеко, потому что он стремится к свободе и независимости, отвергает общественные нормы и законы, и его чувства и страсти часто выходят за рамки рационального.

2. Чем привлекателен для Алеко образ жизни цыган? Подтвердите свою мысль цитатами из текста.

Алеко привлекает в цыганском образе жизни свобода и независимость. Он говорит: «О чём жалеть? // Когда б ты знала, // Когда бы ты воображала // Неволю душных городов!» и «Железо куй иль песни пой // И сёлы обходи с медведем».

3. Опишите Алеко. Совпадает ли его отношение к обществу, цивилизации и власти с позицией Пушкина?

Алеко – человек, стремящийся к свободе и независимости, он отвергает общественные нормы и законы, его чувства и страсти часто выходят за рамки рационального. Его отношение к обществу и цивилизации совпадает с позицией Пушкина, но поступок Алеко – убийство Земфиры – не одобряет.

4. Почему старый цыган рассказывает Алеко историю из своей жизни? Перечитайте слова Алеко после этого рассказа. Что понял из него Алеко? Что помогает понять рассказ об изгнаннике — древнеримском поэте Овидии? Как относятся к изгнаннику и его судьбе цыган и Алеко?

Старый цыган рассказывает историю, чтобы показать Алеко, что любовь и свобода непостоянны. Алеко, однако, не понимает этого и говорит: «Я не таков. // Нет, я не споря // От прав моих не откажусь! // Или хоть мщеньем наслажусь». 

5. Перечитайте последний монолог старого цыгана «Оставь нас, гордый человек!». Уточните значение слов «эгоист» и «индивидуалист». Определите, эти слова соотносятся с выражением цыгана «гордый человек».

Эгоист – человек, ставящий свои интересы выше интересов других. Индивидуалист – человек, стремящийся к независимости и самостоятельности. «Гордый человек» старого цыгана – это эгоист и индивидуалист, который ставит свои желания и свободу выше интересов и спокойствия других.

6. Перечитайте эпилог. Для чего он нужен в поэме? Как понимают свободу герои произведения? Составьте схему (таблицу), отражающую отношение к свободе Алеко, старого цыгана, Земфиры, цыган как народа.

Эпилог показывает, что даже у цыган, живущих свободной жизнью, нет полного счастья. Это подчеркивает, что свобода – не гарантия счастья.

Эпилог нужен для обобщающего вывода. Пушкин показывает, что трагедия произошла не случайно – страсти и страдания есть везде, даже среди «вольных» цыган. Автор развенчивает романтический миф о «естественной» свободе.

Герой Отношение к свободе
Алеко Стремится к полной свободе, но не понимает ее сути
Старый цыган Понимает, что свобода – это не только отсутствие законов, но и уважение к другим
Земфира Стремится к личной свободе и независимости от Алеко
Цыганы Живут свободно, но уважают законы своего сообщества