24-25. Сожжённое письмо / Элегия как жанр лирики
Сожжённое письмо
1. Узнайте, какие обстоятельства жизни Пушкина повлияли на создание стихотворения «Сожжённое письмо».
Пушкин написал это стихотворение уже в Михайловском, куда его выслали из Одессы. Там он оказался под родительским надзором после конфликта с губернатором Воронцовым и перехваченного письма, в котором поэт признавался в своих взглядах на атеизм.
2. Каким представляется лирический герой этого стихотворения? Какие ключевые слова передают его чувства?
Лирический герой представляется грустным и разочарованным. Его чувства передают его слова и фразы: «как долго медлил я», «радости мои», «грудь моя стеснилась», «бедная судьба моя унылая».
3. Как лирический герой стихотворения относится к «письму любви»? Выпишите средства художественной выразительности, показывающие одушевлённость письма. Что значит письмо для лирического героя?
Лирический герой относится к «письму любви» с большой грустью и сожалением. Средства художественной выразительности: «пламя жадное листы твои приемлет», «письмо любви», «грудь моя стеснилась», «пепел милый». Письмо для лирического героя – это символ его любви и радости, которые он вынужден уничтожить.
4. Определите стихотворный размер этого произведения. Какой темп он задаёт развитию ситуации?
Стихотворный размер – шестистопный ямб. Этот размер задаёт медленный и торжественный темп, который подчёркивает важность и эмоциональность момента прощания с письмом.
5. Почему лирический герой не может сохранить письмо, просто спрятав или утаив его? Как поэт показывает, что письмо обречено на сожжение? Почему сожжение письма показано столь подробно?
Лирический герой не может сохранить письмо, потому что оно символизирует прошлую любовь, от которой ему нужно отказаться. Поэт показывает, что письмо обречено на сожжение через подробное описание процесса горения и эмоций героя. Сожжение показано подробно, чтобы подчеркнуть значимость этого действия и его эмоциональную тяжесть для героя.
6. Каким чувством проникнуты последние три строки стихотворения? Какие эпитеты передают его? Раскройте смысл последней строки. Почему она не зарифмована?
Последние три строки проникнуты чувством грусти и тоски. Эпитеты: «пепел милый», «бедная судьба моя унылая», «горестная грудь». Смысл последней строки в том, что даже после сожжения письма, его пепел останется с лирическим героем как память о любви. Она не зарифмована, чтобы выделить её особую значимость и эмоциональную нагрузку.
Элегия как жанр лирики
1. Опираясь на определение и характерные черты элегии, объясните, почему этот жанр был распространён в романтической поэзии.
Элегия была популярна в романтизме, потому что она передаёт философские размышления, грусть и печаль, что идеально подходит для романтической поэзии с её акцентом на эмоции, разочарование, одиночество и бренность жизни.