17. Сонет как жанр лирики / Сонеты
Сонет как жанр лирики
1. Опираясь на характеристику сонета (с. 16), составьте схему (алгоритм) для «узнавания» этого жанра лирики.
1) Посчитать количество строк в стихотворении. Если их 14, то это может быть сонет.
2) Проверить ритм стихотворения. Если оно написано пятистопным ямбом (ударение на второй слог в каждой стопе), то это ещё один признак сонета.
3) Определить композицию стихотворения: если это два четверостишия и два трёхстишия, то это классический сонет; если это три четверостишия и одно двустишие, то это английский сонет.
2. Подберите несколько стихотворений и предложите своим одноклассникам доказать, пользуясь схемой (алгоритмом), являются ли выбранные вами стихотворения сонетами.
Для этого задания нужно выбрать несколько стихотворений и предложить их одноклассникам. Например, можно взять сонеты Шекспира и несколько других стихотворений, чтобы проверить их по схеме.
3. Вспомните (установите по дополнительным источникам), кто из русских и белорусских поэтов писал сонеты.
Из русских поэтов сонеты писали Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Афанасий Фет. Из белорусских поэтов – Янка Купала.
4. В чём, по-вашему, причина популярности сонета как лирического жанра до настоящего времени?
Сонет – это очень структурированный и гармоничный жанр, который позволяет выразить глубокие чувства и мысли в компактной форме. Его строгая форма и ритм создают особую музыкальность и красоту, что делает его привлекательным для поэтов и читателей.
***
Сонеты
1. Найдите сравнения в строфе 1. С какой целью их использует автор?
«Как тот актёр, который, оробев, / Теряет нить давно знакомой роли»
«Как тот безумец, что, впадая в гнев, / В избытке сил теряет силу воли»
Автор использует эти сравнения для создания психологического параллелизма, объясняя парадоксальное состояние лирического героя. Оба образа объединены мотивом утраты контроля в критический момент: актёр забывает роль именно на сцене, безумец теряет волю в момент наивысшего эмоционального накала. Это подготавливает читателя к пониманию того, что молчание героя вызвано не равнодушием, а, напротив, избытком чувств.
2. Сравните построение первой и третьей строк в строфе 1. Как на зывается этот художественный приём?
Первая и третья строки построены по принципу синтаксического параллелизма:
«Как тот актёр, который, оробев...», «Как тот безумец, что, впадая в гнев...»
Это анафора (единоначатие) в сочетании с параллельными конструкциями. Этот приём усиливает эмоциональное воздействие и создаёт ритмическую симметрию, подчёркивает сходство описываемых ситуаций.
3. Найдите гиперболу в строфе 2. Что она подчёркивает?
«Моя любовь, которой нет предела». Она подчёркивает интенсивность и всепоглощающий характер любовного чувства. Гипербола объясняет парадокс молчания: любовь настолько сильна, что «кладёт печать» на уста, делая невозможным словесное выражение.
4. Почему появляется образ книги в строфе 3?
Образ книги появляется как решение конфликта между необходимостью высказаться и невозможностью говорить. Книга становится медиатором между влюблённым и объектом его любви, «безмолвным ходатаем». Этот образ также отсылает к традиции любовной лирики, где письменное слово заменяет устное признание. Книга персонифицируется («идёт к тебе»), становясь alter ego поэта.
5. К кому обращается автор в строфах 3 и 4?
В строфах 3 и 4 автор обращается к возлюбленной (возлюбленному). Это подтверждают местоимения «с тобой», «к тебе» и прямые вопросы в финальном двустишии: «Прочтёшь ли ты...», «Услышишь ли... голос мой?». Переход от третьего лица в первых строфах ко второму лицу создаёт эффект нарастающей интимности и непосредственности обращения.