9. Введение

1. Какие два значения имеет термин «литература»? Докажите, что литература является видом искусства.

Два значения: вид искусства, совокупность письменных произведений.

1) Вид искусства – отражает действительность в художественных образах, создает новую художественную реальность посредством слова.

2) Совокупность письменных произведений конкретного народа, всего человечества или определенной эпохи.

Доказательство того, что литература — вид искусства: отражает действительность в художественных образах; создает новую художественную реальность посредством слова; имеет свои специфические средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и др.); обладает формой и содержанием как единым целым.

2. Пользуясь схемой 2 и словарём литературоведческих терминов, расскажите о литературе как о виде искусства.

По схеме 2 литература делится на три рода: драма (действия героев на сцене), лирика (о внутреннем состоянии), эпос (о внешних событиях). У каждого произведения есть внутренняя сторона (тема, идея, сюжет, образы) и внешняя (композиция, средства выразительности). Произведения бывают прозаические и стихотворные.

3. Назовите функции художественной литературы. Какая из них является наиболее важной? Появились ли у литературы новые функции в ХХI веке?

Функции:
– Познавательная (даёт возможность познать мир и человека).
– Воспитательная (воспитывает моральные качества и эстетический вкус).
– Эстетическая (в произведениях мир строится по законам красоты, создаются яркие художественные образы, в которых воплощено представление о прекрасном и безобразном).
– Коммуникативная (обеспечивает связь между людьми, поколениями, культурами, народами).

Наиболее важная функция – познавательная, так как она позволяет человеку лучше понять мир и самого себя.

В XXI веке появились новые функции: развлекательная и психологическая (помогает справляться со стрессом).

4. Докажите, что в литературе нашли отражение разные культурно-исторические эпохи. Вспомните произведения, которые изучали раньше или читали самостоятельно, и заполните таблицу «Отражение в литературе жизни человечества с древних времён и до наших дней»:

Автор Название произведения Время действия Место действия
Гомер Илиада Троянская война (XII век до н. э.) Троя
Уильям Шекспир Ромео и Джульетта Ренессанс (XIV–XVI века) Верона, Италия
Лев Толстой Война и мир Начало XIX века Россия, Европа

5. «Для многих, многих книги так же нужны, как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заменителей. В человеческом мозгу хранятся книжные сокровища, которые не умрут», — писала о значении книг А. Линдгрен. Согласитесь или опровергните мнение шведской детской писательницы. Для этого определите две группы для дискуссии и подберите аргументы за (группа 1) и против (группа 2). Какая группа нашла больше аргументов?

Группа 1 (за):
– Книги развивают воображение и мышление, в отличие от пассивного восприятия информации через телевизоры.
– Чтение книг помогает лучше понять мир, развивает эмпатию и моральные качества.
– Книги могут быть источником вдохновения и источником знаний, которые не устаревают.

Группа 2 (против):
– Современные технологии позволяют получать информацию быстрее и в более удобной форме.
– Некоторые люди предпочитают аудиокниги или фильмы, которые также могут передать глубокие идеи и чувства.

Группа 1 нашла больше аргументов, что подтверждает мнение А. Линдгрен о важности книг.

6. Известно, что И. С. Тургенев приобрёл библиотеку В. Г. Белинского после смерти великого критика. Так писатель хотел сберечь заветных друзей Белинского — его книги. Сейчас они хранятся в музее Тургенева в Спасском-Лутовинове. Есть ли у вас личная библиотека? Как она создавалась? Напишите небольшое сочинение на тему «Моя личная библиотека: разделы, книги, авторы».

Моя личная библиотека начала формироваться, когда я был ещё маленьким. Первые книги мне подарили родители и бабушка. Это были сказки и детские рассказы. Со временем моя библиотека стала пополняться книгами, которые я выбирал сам. Сейчас в ней есть несколько разделов: художественная литература, научно-популярные книги, учебники и справочники. Среди авторов, которые занимают особое место в моей библиотеке, — Лев Толстой, Александр Пушкин, Джоан Роулинг и Жюль Верн. Я стараюсь добавлять в свою коллекцию книги, которые мне интересны, и которые, как мне кажется, могут быть полезны в будущем. Для меня моя библиотека — это не просто собрание книг, а часть моей жизни, которая помогает мне развиваться и узнавать что-то новое.

7. Какое место в вашей жизни занимает книга (литература)? Зачем (почему) вы читаете книги? Подумайте над этими вопросами и запишите свои мысли в свободной форме.

Книги для меня – это способ узнать что-то новое и отдохнуть от суеты. Читаю, чтобы расширить кругозор, лучше понять людей и самого себя. Иногда книга помогает найти ответы на вопросы, которые меня волнуют. Еще чтение улучшает мою речь и помогает лучше писать сочинения. Хотя признаюсь, что часто выбираю видео вместо книг – это проще и быстрее.