Введение
1. Перечислите и охарактеризуйте функции истории. Приведите конкретные примеры реализации каждой из них.
История выполняет несколько функций:
– Познавательная функция: изучение истории позволяет узнать, как жили наши предки и почему их жизнь менялась. Пример: изучение истории Древнего Египта помогает понять, как развивалась цивилизация на берегах Нила.
– Воспитательная функция: формирует гражданскую позицию, патриотизм, ответственность и честность. Пример: изучение истории Великой Отечественной войны воспитывает патриотизм и уважение к подвигу предков.
– Мировоззренческая функция: формирует целостную систему взглядов на мир и место человека в нем. Пример: изучение истории философии помогает понять, как менялись представления о мире и человеке на протяжении веков.
– Функция социальной или исторической памяти: помогает осознать свою принадлежность к народу или государству. Пример: празднование Дня Победы напоминает о важности сохранения исторической памяти о войне.
– Прогностическая функция: позволяет прогнозировать будущее на основе анализа прошлого. Пример: изучение экономических кризисов прошлого помогает предсказать и предотвратить будущие кризисы.
2. Как вы понимаете выражение: «История не терпит сослагательного наклонения»? Как оно соотносится с историческими закономерностями развития?
Выражение «История не терпит сослагательного наклонения» означает, что события прошлого нельзя изменить или переписать, они произошли так, как произошли. Это соотносится с историческими закономерностями развития, поскольку история развивается по определенным закономерностям, которые нельзя изменить или предсказать с абсолютной точностью. Исторические события происходят в результате сложных взаимодействий множества факторов, и их нельзя рассматривать в контексте «что было бы, если бы…».
3. Приведите примеры различных исторических источников. Какие из них можно отнести к письменным, а какие — к вещественным (артефактам)?
Письменные источники: летописи, документы, письма, книги. Пример: «Повесть временных лет» — древнерусская летопись.
Вещественные источники (артефакты): археологические находки, монеты, оружие, предметы быта. Пример: керамические сосуды, найденные при раскопках древних поселений.
4. Докажите с помощью 3–4 тезисов многозначность понятия «цивилизация».
– Цивилизация может означать культурно-историческую общность, характеризующуюся единством духовной, общественно-политической и хозяйственной жизни. Пример: западноевропейская христианская цивилизация.
– Цивилизация может также обозначать общество, основанное на разуме и справедливости, противопоставляемое «варварскому» обществу. Пример: цивилизация Древнего Рима.
– Цивилизация может совпадать с государством, как это было в Древнем Египте или Китае.
– В современном мире цивилизация может означать процесс сближения и формирования единой мировой цивилизации.
5. Как соотносятся общемировая периодизация истории и периодизация истории Беларуси? Назовите события, положившие начало новым периодам всемирной и отечественной истории.
Общемировая периодизация истории включает Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Периодизация истории Беларуси соотносится с этими периодами, но имеет свои особенности, связанные с историей белорусских земель. Например:
– Период Древнего мира в мировой истории совпадает с догосударственной историей Беларуси.
– Средние века в мировой истории включают время формирования первых княжеств на белорусских землях.
– Новое время в мировой истории совпадает с периодом существования Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой на территории Беларуси.
События, положившие начало новым периодам:
– Падение Западной Римской империи в 476 г. — начало Средневековья в мировой истории.
– Приход славян на территорию Беларуси — начало Раннего Средневековья в истории Беларуси.
– Заключение Люблинской унии в 1569 г. — начало Нового времени в истории Беларуси.