137-138. Проверьте себя

Вспомните

1. Назовите произведения раздела, в названиях которых содержится вопрос.

«Где Земля кончается?», «Из чего сделаны Солнце и Луна?» Павла Клушанцева; «Жарко или холодно на Луне?» Ефрема Левитана; «Что такое лето?» Андрея Усачёва.

2. С какими авторами научно-познавательных рассказов вы познакомились в разделе? Какие их книги вы прочитали? Чем они интересны?

В разделе представлены рассказы Павла Клушанцева, Ефрема Левитана, Игоря Акимушкина, Евгения Пермяка, Марины Курячей. Эти книги рассказывают о космосе, морских глубинах, истории открытия металлов и использовании различных видов топлива. Они интересны своей научно-познавательной информацией, объяснением сложных вещей простым языком.

3. Что помогло людям близко рассмотреть небесные тела: Солнце, Луну, звёзды?

Людям помогло близко рассмотреть небесные тела телескоп.

4. В каком произведении говорится о великой семье топлива? Перечислите виды топлива. Какие из них добывают в нашей стране?

О великой семье топлива говорится в произведении «Сказ про газ». Виды топлива: дрова, каменный уголь, нефть, газ. В нашей стране добывают все эти виды топлива.

5. В каком произведении вы нашли познавательную информацию об обитателях морей и океанов?

Познавательная информация об обитателях морей и океанов найдена в произведении «Батискаф» (Игорь Акимушкин).

6. Как называется аппарат для исследования морских глубин?

Аппарат для исследования морских глубин называется батискаф.

7. Кто автор каждой из книг: «О чём рассказал телескоп», «Луна — внучка Солнышка», «Сказ про газ»? Проверьте свой ответ по содержанию учебного пособия.

«О чём рассказал телескоп» – Павел Клушанцев, «Луна — внучка Солнышка» — Ефрем Левитан, «Сказ про газ» — Евгений Пермяк.

Подумайте и порассуждайте

1. Для чего нужно читать научно-познавательную литературу?

Читать научно-познавательную литературу нужно для того, чтобы расширять свои знания о мире, понимать как устроены природа и космос, как работают различные явления и процессы. Это помогает развивать любознательность, логическое мышление и обогащает нашу жизнь новыми интересными фактами.

2. Где человек может применить свои знания?

Человек может применить свои знания в повседневной жизни, в учёбе, на работе, в хобби. Знания помогают лучше понимать окружающий мир, принимать обоснованные решения, помогают в общении с другими людьми и могут стать основой для выбора профессии.

3. Чем научно-познавательные рассказы отличаются от художественных?

Научно-познавательные рассказы отличаются от художественных тем, что они представляют фактическую, проверенную информацию о природе, технике, космосе и других аспектах жизни. В то время как художественная литература фокусируется на вымышленных сюжетах, персонажах и эмоциях.

4. Какой информацией о Луне и Солнце вы поделились бы с родными, друзьями?

Я бы поделился информацией о том, что Луна — это единственный спутник Земли, который освещается Солнцем, и поэтому мы можем видеть его в ночном небе. А Солнце — это огромный шар, состоящий из раскалённых газов, который является источником света и тепла для нашей планеты.

5. Почему глубоководные рыбы — очень глазастые и зубастые чудища?

Глубоководные рыбы адаптировались к жизни в условиях сильного давления и полной темноты. Большие глаза помогают им лучше видеть в темноте, а острые зубы необходимы для того, чтобы ловить и удерживать скользкую добычу в условиях, где еда встречается нечасто.

6. Верно ли утверждение, что сначала люди нашли подземный газ, а потом — каменный уголь? В какой последовательности открывались источники тепла? Слова для справок: нефть, дрова, газ, каменный уголь.

Нет, это утверждение неверно. Первым источником тепла, который использовали люди, были дрова. Затем они научились добывать каменный уголь. После этого были открыты и начали использоваться нефть и газ. Последовательность открытия выглядит так: дрова, каменный уголь, нефть, газ.

7. Где можно найти познавательную информацию об изобретателях телескопа, конструкторах глубоководных аппаратов, исследователях морей и океанов? Выберите нужное: • толковый словарь; • орфографический словарь; • энциклопедия «Знаменитые люди»; • энциклопедия «Страны и народы»; • научно-познавательные книги о жизни и открытиях великих учёных.

Познавательную информацию об изобретателях телескопа можно найти в энциклопедии «Знаменитые люди» и в научно-познавательных книгах о жизни и открытиях великих учёных.

Пофантазируйте

Что бы вы рассказали людям, которые жили в древние времена, об изобретениях современного человека?

Я бы рассказал им о смартфонах — маленьких устройствах, которые умещаются в ладони, но способны связывать людей на огромных расстояниях, давать доступ к знаниям всего мира, фотографировать, показывать видео и многое другое. Также упомянул бы о компьютерах, которые могут выполнять сложнейшие расчеты за доли секунды. Объяснил бы, как работает интернет — невидимая сеть, соединяющая весь мир. И, конечно, не мог бы не рассказать о космических полетах, возможности выйти в открытый космос и исследовать другие планеты.

Придумайте

1. Прочитайте название раздела. Как по-другому его можно было бы назвать?

Этот раздел можно было бы переименовать в «Бесконечное путешествие через мир вопросов» или «Вселенная знаний: открывая тайны мира».

2. Как могла бы выглядеть обложка книги «Сто тысяч “почему” живут на белом свете»?

На обложке книги мог бы быть изображен замысловатый лабиринт, символизирующий поиски ответов на многочисленные вопросы. В центре лабиринта располагался бы земной шар, освещенный ярким светом знания. Вокруг, как будто вращаясь по орбитам, изображены были бы иконки, символизирующие различные области знаний: книги, микроскоп, ракета, ДНК, компьютер, и древние свитки. Всё это подчеркивало бы многообразие и богатство человеческого познания.