119-120. Батискаф
1. О чём этот рассказ?
Этот рассказ о путешествии на батискафе в глубины моря и о разнообразии животного мира, обитающего в океанах.
2. С какой целью человек создал батискаф?
Человек создал батискаф для исследования глубин моря и океана.
3. Найдите описание батискафа. Почему он не тонет? Как видит в темноте?
Батискаф — это стальной шар диаметром метра в два с окнами из твёрдого и толстого стекла. Он не тонет, потому что прикреплён к особому поплавку, наполненному бензином, который легче воды. В темноте батискаф может видеть с помощью нескольких мощных прожекторов.
4. Каких обитателей морей и океанов наблюдали учёные через иллюминатор? Проследите по тексту.
Учёные наблюдали медуз, морского окуня, мальков трески, молот-рыбу (хищную акулу), а также многих светящихся обитателей глубин: кораллы, медузы, черви, раки, морские «пауки», рыбы, улитки, каракатицы, кальмары и осьминоги.
5. Как меняется видимость в воде при погружении в глубины моря и океана?
При погружении в глубины моря краски меркнут, сначала всё вокруг желтеет, зеленеет, затем синеет. Ещё глубже лишь синие и фиолетовые тона окрашивают толщу воды, и на глубине двухстах метров наступает вечная ночь.
6. Назовите глубоководных жителей, которые описаны в рассказе. Какие из них вызвали интерес? Что в них особенного? Прочитайте.
В рассказе описаны молот-рыба, адский осьминог-вампир, кальмары, рыба-удильщик. Особый интерес вызывает адский осьминог-вампир с яркими «прожекторами» на голове и светящимися точками на спине, а также рыба-удильщик, использующая светящийся шарик на конце «удочки» в качестве приманки.
7. Как жители морских глубин приспособились к жизни в темноте? Выберите интересные факты и прочитайте.
Они развили у себя способность к биолюминесценции — они «зажигают» на своём теле «фонарики». Также они используют светящиеся приманки для охоты, как у рыбы-удильщика.
• Обсудите, почему глубоководные рыбы очень глазастые и зубастые.
Потому что в условиях вечной темноты им необходимо максимально эффективно использовать свои органы чувств для поиска пищи и защиты от хищников. Большие глаза помогают лучше видеть в темноте, а острые зубы необходимы для охоты на добычу.
8. Что интересного вы узнали, прочитав текст? Где можно применить эти знания?
Узнал о разнообразии глубоководных животных и их удивительных способах приспособления к жизни в темноте. Эти знания можно применить в изучении биологии, на уроках о мире океана, в создании проектов о морских животных.
• Представьте, что вам нужно взять интервью у исследователя, который погружался в море на батискафе. О чём вы будете его спрашивать?
Я бы спросил об их самых необычных открытиях в глубинах моря, о том, какие трудности и опасности приходится преодолевать во время погружений, и какие предосторожности необходимо соблюдать, чтобы обеспечить безопасность.