296-297
1. Охарактеризуйте общие закономерности и специфические черты, проявившиеся в развитии русской литературы ХIХ века.
В развитии русской литературы ХIХ века проявились общие закономерности, характерные для всех европейских литератур, такие как последовательное сменение основных литературных направлений: классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. Однако имеются и специфические черты: русский классицизм «отставал» от европейского почти на столетие и имел особенности в виде соединения европейских эстетических принципов с идеями просвещения, акцент на борьбе с крепостным правом. Также было характерно «отставание» других направлений, которое было ликвидировано к началу XIX века, когда русский романтизм и реализм оформились практически одновременно с европейскими. Важной чертой ХIХ века стал литературоцентризм, при котором писатели становились главными выразителями общественного мнения и носителями передовых идей.
2. Пользуясь материалами статьи и литературоведческим словарём, заполните в тетради таблицу «Сравнительная характеристика основных направлений в мировой литературе».
Параметр для характеристики | Классицизм | Романтизм | Реализм |
Герой | Известные общественные деятели | Яркая индивидуальность | Люди из народа, с богатым внутренним миром |
Отличительные черты | Служение государственным интересам, главная идея подчинена общественной жизни | Чувства героя, выражение «человеческой природы» | Изображение повседневной действительности, соединение разнородных стилей |
Ведущие жанры | Драматургия | Поэзия | Проза |
Представители | В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов | А. А. Дельвиг, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин | И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреев |
3. Пользуясь материалами учебного пособия, расскажите, как изменялся русский реализм на протяжении ХIХ века.
Русский реализм на протяжении ХIХ века претерпел значительные изменения. В начале века он назывался синкретическим и содержал черты других художественных методов, таких как классицизм, романтизм, сентиментализм. В 1840-1850-е годы развитие реализма определяло направление «натуральной школы». Во второй половине века произошел расцвет критического (классического) реализма. К концу столетия наступило осознание исчерпанности русского реализма и начало формирования неореализма, который уже находился под влиянием модернизма и взаимодействовал с ним. Особенностью реализма рубежа ХIХ–ХХ веков стали устранение авторских оценок, лиризм повествования и интерес к изображению повседневной действительности, соединение разнородных стилей.
4. Тезисно сформулируйте ответ на вопрос «В чём выразилось влияние русских классиков на мировую литературу и культуру?».
Влияние русских классиков на мировую литературу и культуру выразилось в уникальном сочетании национального и общечеловеческого начал, широте охвата действительности и правдивости изображения. Крупнейшие представители европейской философской мысли ХХ века признают влияние Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого на свои учения, связанные с проблемами абсурдности бытия и отчуждения личности. Русская литература обогатила мировую культуру глубоким пониманием души человека и его нравственных поисков.
5. Известно высказывание Максима Горького о деятелях русской культуры ХIХ века: «Гигант Пушкин — величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой; Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский... Достоевский и, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси... Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их, разнообразие, которому историки нашего искусства не отдают должного внимания». Поясните значение определений, которые использовал Максим Горький для характеристики наследия русских классиков. Согласны ли вы с писателем? Дайте свои определения, ёмко, одним словом описывающие суть и значение творчества писателей ХIХ века. Объясните свой выбор.
Максим Горький использовал эпитеты, отражающие особенности творчества и вклад каждого из упомянутых деятелей культуры. Например, «гигант Пушкин» подчеркивает его колоссальное значение для русской литературы, «волшебный Глинка» отражает магическое воздействие его музыки, «грустный Тургенев» и «гневный Некрасов» указывают на настроение и тематику их произведений.
Согласен с писателем, так как эти определения точно передают суть и значение творчества каждого из них. В качестве своих определений для характеристики писателей ХIХ века могу предложить: для Пушкина – «новатор», для Достоевского – «психолог», для Толстого – «мыслитель». Эти слова описывают ключевую роль их творчества в развитии литературы и культуры.
6. Существовали ли «сквозные» темы в русской литературе ХIХ века? Для ответа на вопрос создайте матрицу, где по вертикали укажите названия изученных произведений, а по горизонтали — темы, которые поднимались в каждом из них. Знаком «+» отметьте в ячейках, если тема раскрывается в изученном произведении. Проанализируйте матрицу. На её основе создайте облако тегов «Тематика произведений русской литературы второй половины ХIХ века».
Сквозными темами в русской литературе ХIХ века были борьба с крепостным правом, изображение повседневной жизни, стремление к свободе, размышления о судьбах России, роль личности в истории.