263. Драматургия А. П. Чехова
1. Выделите этапы в развитии драматургического таланта А. П. Чехова. Укажите произведения, написанные в каждый выделенный вами период.
В драматургии А. П. Чехова можно выделить два основных этапа:
1. Этап «малой драматургии» – конец 1880-х годов. На этом этапе Чехов создаёт водевили и сценки: «Медведь» (1888), «Предложение» (1889), «Трагик поневоле» (1889), а также перерабатывает свои рассказы в драматические сценки, например, из рассказа «Свадьба с генералом» вышла сцена «Свадьба» (1890).
2. Этап «больших пьес» – начинается осенью 1896 года с завершения работы над пьесой «Чайка». К этому периоду относятся такие произведения, как «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (завершена в 1896 году), «Три сестры» (написана в 1900 году), «Вишнёвый сад» (поставлена в 1904 году).
2. Вспомните русских драматургов XIX века. Создайте хронологическую таблицу (или «ленту времени»), отразив в ней год создания произведения, его автора, название, жанр и темы, которые раскрывались в пьесах. Пользуясь составленной таблицей, расскажите, какие изменения произошли в драматургии XIX века, какие жанры были наиболее популярны.
Год | Автор | Название | Жанр | Темы |
---|---|---|---|---|
1825 | А. С. Грибоедов | «Горе от ума» | Комедия | Общественные пороки, злоба дня |
1836 | Н. В. Гоголь | «Ревизор» | Комедия | Критика бюрократии и провинциальной жизни |
1850 | А. Н. Островский | «Гроза» | Драма | Конфликт личности и общества |
Изменения в драматургии XIX века касались углубления тем и персонажей, отхода от классицизма к реализму, а также активного развития социальных и психологических тем. Были популярны как комедии, так и драмы, в которых всё больше внимания уделялось изображению жизни простого человека, его внутреннему миру и социальным проблемам. Во второй половине века на сцене стали появляться произведения, раскрывающие глубокие философские идеи и психологические конфликты, что и продолжил в своём творчестве А. П. Чехов.