250-251. Антон Павлович Чехов
1. Каким образом на жизнь А. П. Чехова повлияло его происхождение?
Происхождение А. П. Чехова оказало значительное влияние на его жизнь и творчество. Он был внуком крепостных крестьян, и его дед смог выкупить свою семью из крепостной неволи, что, вероятно, вложило в Антона чувство значимости свободы и самостоятельности. Трудное детство в семье с семейным деспотом-отцом и обязанности, возложенные на него с ранних лет, также повлияли на его развитие и формирование как писателя, способствовали раннему взрослению и самостоятельности.
2. Используя материалы пособия, составьте хронологическую таблицу жизни и творчества А. П. Чехова.
Год | Событие |
---|---|
1860 | Рождение Антона Павловича Чехова. |
1876-1879 | Период самостоятельной жизни в Таганроге, самообразование и репетиторство. |
1880 | Первая публикация рассказа «Письмо к учёному соседу». |
1884 | Получение диплома врача, начало медицинской практики. |
1886 | Рассказ «Панихида» печатается под настоящим именем в «Новом времени». |
1888 | Получение Пушкинской премии за сборник рассказов «В сумерках». |
1890 | Поездка на Сахалин, изучение условий жизни каторжан. |
1892 | Переезд в Мелихово, активная общественная и медицинская деятельность. |
1897 | Переезд в Ялту из-за ухудшения здоровья. |
1901 | Тайное венчание с Ольгой Книппер. |
1904 | Премьера пьесы «Вишнёвый сад» в Московском Художественном театре. |
1904 | Смерть Антона Павловича Чехова. |
3. Если посмотреть на многочисленные чеховские фотографии разных лет, то видно, насколько меняется лицо писателя. Сравните фотографии и портреты разных лет, размещённые в учебном пособии. Какие изменения вы замечаете во внешности писателя? Как они связаны с биографией и творчеством А. П. Чехова?
Изменения во внешности А. П. Чехова, видимые на фотографиях разных лет, отражают тяжёлые периоды в его жизни и работе, включая борьбу с туберкулёзом, который сильно подорвал его здоровье, и непростую работу над произведениями, отражающими реалии русской жизни того времени.
4. Объясните, как повлияла на творчество А. П. Чехова эпоха 1880-х годов. Почему критики утверждают, что в его произведениях представлена «вся Россия»? Почему критик и писатель К. И. Чуковский говорил: «Если бы из всех этих рассказов, из многотомного собрания сочинений вдруг каким-нибудь чудом на московскую улицу хлынули все люди, изображённые там, произошла бы ужасная свалка...»?
Эпоха 1880-х годов была временем значительных социальных изменений в России, и Чехов, будучи внимательным наблюдателем и писателем, отразил в своих произведениях жизнь русского общества того времени.
Чехов создавал свои рассказы и драмы, опираясь на широкий круг героев из разных слоёв общества, что позволило критикам утверждать, что в его произведениях представлена «вся Россия». Его умение изображать жизнь в её повседневных проявлениях, без приукрас, сделало его произведения универсальным зеркалом русской действительности.
К. И. Чуковский говорил так, потому что Антон Павлович Чехов в своих произведениях описывал очень широкий круг персонажей из разных слоёв российского общества того времени. В его рассказах и пьесах встречаются богатые и бедные, дворяне и крестьяне, интеллигенты и простолюдины, каждый со своим уникальным характером, судьбой и мировоззрением. Столько разнообразных и ярко выраженных индивидуальностей, собранных в одном месте, могли бы создать «ужасную свалку» из-за своих различий, интересов и противоречий. Этим высказыванием Чуковский подчёркивал мастерство Чехова как писателя, способного охватить и глубоко проникнуть в суть российской жизни, отразив её многообразие и сложность через своих персонажей.
5. Составьте топ-10 чеховских афоризмов, укажите названия произведений, откуда они пришли. Объясните причину популярности чеховских фраз.
1) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» – «Дядя Ваня»
2) «Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума.» – «Дама с собачкой»
3) «Болезнь моя только в том, что за двадцать лет я нашел во всем городе только одного умного человека, да и тот сумасшедший!» – «Палата № 6»
4) «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.» – «Дом с мезонином»
5) «Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.» – «Вишневый сад»
6) «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить...» – «Степь»
7) «Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.» – «Жизнь прекрасна»
8) «Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять ещё трудней.» – «Драма на охоте»
9) «Нет ничего хуже, когда знаешь чужую тайну и не можешь помочь.» – «Дядя Ваня»
10) «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?» – «Человек в футляре»
Популярность чеховских афоризмов объясняется их глубоким смыслом, актуальностью и способностью кратко, но очень точно отражать сложные жизненные истины. Эти фразы заставляют задуматься о важных аспектах человеческой жизни, морали и общества, что делает их вечно современными и значимыми для людей разных поколений.
6. Изучите ресурс «Мировое значение творчества А. П. Чехова». На его основе тезисно сформулируйте, в чём заключается влияние писателя на развитие мировой литературы.
Мировое значение творчества А. П. Чехова заключается в новаторстве его подхода к драматургии и прозе, умении глубоко раскрывать человеческие чувства и переживания, а также в его влиянии на развитие реалистической литературы XX века. Чехов оказал значительное влияние на многих писателей и драматургов по всему миру, его произведения переведены на множество языков, а его подход к созданию литературных образов и использованию подтекста продолжает вдохновлять писателей и режиссёров.