229. Духовные искания Пьера Безухова
1. Из текста эпопеи подберите к схеме (с. 227) цитаты, наиболее ярко выражающие состояние Пьера Безухова на каждом из этапов духовных исканий героя.
1805 год. Салон А. П. Шерер, увлечение Наполеоном: «Безухов преклоняется перед Наполеоном».
Золотая молодёжь: «Удивительна для него жизнь, которую он ведёт с Долоховым и Курагиным».
Женитьба на Элен: «Брак с Элен, устроенный её отцом, стал настоящей жизненной катастрофой для героя».
Дуэль с Долоховым: «Дуэль с Долоховым, которого ранил Пьер, никогда не державший в руках оружия, разрыв с женой».
В среде масонов: «Из трёх целей масонства Безухова привлекает идея о нравственном переустройстве мира».
Разочарование в масонстве: «Неудовлетворённый масонской деятельностью, после знаменитой речи в ложе Пьер порывает с „вольными каменщиками“».
1812 год. Пьер на Бородинском поле и в осажденной французами Москве: «Пьера так поразило увиденное, что он собирается стать солдатом».
Плен. Знакомство с Коротаевым: «И только встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым помогает Пьеру преодолеть кризис и вновь обрести веру в себя».
Семья и любовь к Наташе: «В браке с Наташей достигнута духовная гармония». Декабризм.
1825 год: «Обеспокоенный судьбой России и всего человечества, Пьер, критикуя правительство, собирается ему помочь, организовав некое общество».
2. На основании текста напишите биографию Пьера Безухова. Какие факты из его жизни достойны восхищения?
Пьер Безухов – персонаж, воспитывавшийся вне семьи, что, возможно, стало причиной многих ошибок в его молодости. Он был наивен и доверчив, что приводило его к неверным решениям, например, к браку с Элен, который стал для него жизненной катастрофой. Несмотря на это, Пьер искал смысл жизни и нравственную истину, что привело его к масонству. Однако, разочаровавшись в нём, он нашёл истинное счастье и предназначение в служении народу во время Отечественной войны 1812 года, где он пытался убить Наполеона и спасал людей. Его духовное преображение продолжилось в плену, где Пьер обрёл веру в себя благодаря встрече с Платоном Каратаевым. В конце концов, Пьер нашёл счастье и духовную гармонию в браке с Наташей и начал заниматься социальной деятельностью, стремясь к общественному благу. Достойны восхищения его неугасимый поиск смысла жизни, преодоление личных кризисов, любовь к народу и стремление к духовному и социальному обновлению.
3. Почему именно Безухова, а не князя Андрея писатель ведёт к декабризму?
Пьер Безухов ведётся к декабризму, потому что его личностный рост и духовные искания показывают его готовность к принятию радикальных идей обновления общества. В отличие от князя Андрея, Пьер проходит путь от наивного доверия к масонству до активного участия в Отечественной войне 1812 года и социальной деятельности после войны. Его искания приводят к формированию у него взглядов, близких к идеям декабристов, о необходимости общественных преобразований и справедливости.
4. Почему Пьера Безухова можно считать типичным для русской литературы героем? Что нового в изображение ищущих дворян внёс Л. Н. Толстой?
Пьера Безухова можно считать типичным для русской литературы героем из-за его глубоких духовных исканий, стремления к моральному самосовершенствованию и активной жизненной позиции. Эти черты являются характерными для многих героев русской классической литературы. Л. Н. Толстой внёс новизну в изображение ищущих дворян, глубоко проработав психологию персонажа, его внутренний мир и эволюцию взглядов от наивной молодости до зрелых убеждений. Толстой также показал, как внешние события и встречи с другими людьми могут радикально изменить жизнь и взгляды человека, что делает образ Пьера Безухова особенно реалистичным и глубоким.