211. Изображение войны
1. На основании текста создайте хронологию войны (1805—1807 или 1812 года — по выбору), определив, каким образом в ней участвуют герои эпопеи: Андрей Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов и др. (не менее трёх). Сделайте вывод о том, как боевые действия повлияли на судьбу и мировоззрение выбранных героев.
Год | Событие | Участие героев | Влияние на судьбу и мировоззрение |
---|---|---|---|
1805 | Шенграбенское сражение | Андрей Болконский и Николай Ростов | Андрей и Николай сталкиваются с реальностью войны, что влияет на их взгляды и дальнейшие действия. |
1805 | Аустерлицкое сражение | Андрей Болконский, Николай Ростов | Андрей испытывает разочарование после попытки героизма и стыд, Николай осознает бессмысленность своих действий. |
1805 – 1807 | Русско-австро-французская война | Пьер Безухов | Пьер сталкивается с последствиями войны, что заставляет его переосмыслить свои взгляды на героизм и войну. |
2. Письменно сравните Аустерлицкое и Бородинское сражения по плану: на каком этапе войны состоялось, цель и результат сражения, роль Кутузова в битве, кто (что) сыграл(о) в сражении решающую роль. Объясните, почему именно эти битвы подробно описаны Л. Н. Толстым.
Критерий | Аустерлицкое сражение | Бородинское сражение |
---|---|---|
Этап войны | Начальный этап войны 1805 года | Ключевой момент Отечественной войны 1812 года |
Цель сражения | Предотвращение вторжения Франции в Англию | Сохранение нации, независимости России |
Результат сражения | Полный разгром русско-австрийских войск | Моральное превосходство русских, несмотря на потери |
Роль Кутузова | Игнорирование мнения Кутузова, что привело к поражению | Руководство духом армии и влияние на боевой настрой войск |
Решающая роль в сражении | Ошибки командования и паника среди войск | Самоотверженность простых солдат и народное партизанское движение |
Причина подробного описания Толстым | Демонстрация последствий игнорирования опытного военачальника и влияния на судьбы героев | Показ важности народного участия в войне и воздействия на национальный дух |
3. Проведите параллели между «Бородино» М. Ю. Лермонтова и изображением этой битвы у Л. Н. Толстого. Почему писатель утверждал, что зерном его романа было стихотворение М. Ю. Лермонтова?
Параллели заключаются в акценте на патриотизме, героизме простых солдат и значимости сражения для русского народа. Толстой мог видеть зерно своего романа в стихотворении Лермонтова, так как оба произведения выражают глубокий национальный дух и поднимают тему народного единства против внешнего врага.
4. Рассмотрите на форзаце 2 иллюстрацию Д. А. Шмаринова и фрагмент из кинофильма «Война и мир» (1967). Установите, как связаны представленные на них эпизоды. Сравните их с текстом Л. Н. Толстого. Как писателю, художнику и режиссёру удалось достигнуть многоголосия в изображении Бородинского сражения?
На иллюстрации изображён М. И. Кутузов на командном пункте в день битвы, что соответствует тексту Толстого о роли Кутузова в руководстве армией. Во фрагменте фильма видны сцены боев и взаимодействие героев, что также находит отражение в описании Толстого.
Писатель, художник и режиссёр достигли многоголосия, используя разные средства: Толстой через слово, Шмаринов через изобразительное искусство, а режиссёр фильма через визуальные и драматические элементы кино. Они показали разные точки зрения, эмоции и атмосферу сражения, создавая многослойное и многогранное изображение событий.