204. Наполеон и Кутузов
1. Почему в романе сначала даётся характеристика Наполеона? Почему он является кумиром для князя Андрея и Пьера? Когда происходит крушение этого идеала для обоих героев?
В романе сначала даётся характеристика Наполеона, потому что он выступает важной фигурой эпохи и одним из центральных антагонистов истории.
Он является кумиром для князя Андрея и Пьера из-за своей популярности и успехов на поле боя, которые воспринимаются как проявления его гениальности и силы личности.
Крушение этого идеала для обоих героев происходит в течение войны 1805 года, когда они сталкиваются с реальными последствиями Наполеоновской политики и войны.
2. Докажите, что Кутузов близок народу, всегда думает о солдатах. Сравните для этого эпизоды смотров в Браунау и Ольмюце. Почему полководец благословляет Багратиона и его отряд, а перед Аустерлицем говорит: «Я думаю, что сражение будет проиграно»?
Кутузов предстает как мудрый военачальник, глубоко связанный с народом и заботящийся о благе своих солдат. Это видно в эпизодах смотров в Браунау и Ольмюце, где Кутузов обращает внимание не на формальности, а на моральное состояние войск, стараясь поднять их дух. Его благословение Багратиона и его отряда перед битвой подчеркивает уважение к воинскому духу и понимание важности морали.
Слова Кутузова о предстоящем поражении перед Аустерлицем отражают его реализм и стремление избежать ненужных жертв, что подчеркивает его мудрость и заботу о солдатах. Так, Кутузов выступает не только как великий полководец, но и как лидер, искренне заботящийся о своем народе.
3. Сравните поведение и приказы Кутузова и Наполеона во время Аустерлицкой и Бородинской битв.
Во время Аустерлицкой и Бородинской битв поведение и приказы Кутузова и Наполеона сильно отличаются. Наполеон ведёт себя самоуверенно, ограниченно и эгоцентрично, считая, что руководит сражением, подобно ребёнку, который уверен, что управляет каретой при помощи тесёмок. Кутузов же проявляет себя как человек, глубоко понимающий суть происходящего, не стремящийся к победе любой ценой и действующий в интересах своего народа. Он не ищет сражений и принимает решения, исходя из общего блага, а не личных амбиций.
4. Рассмотрите иллюстрации на форзаце 2, сопоставьте их с текстом Л. Н. Толстого. Удалось ли художникам передать представления писателя о Кутузове и Наполеоне? Какие средства для этого использованы на картинах?
На иллюстрациях мы видим разные сцены, связанные с Кутузовым и Наполеоном. На верхней левой картине изображён Кутузов, который находится среди своих солдат и офицеров в день Бородинского сражения. Эта картина передаёт образ Кутузова, как писатель описывает, — человека, близкого к народу и солдатам, с естественностью и простотой. На верхней правой картине показан Наполеон, который, стоя спиной к зрителю, смотрит вдаль. Это может символизировать его отстранённость и самовлюблённость, как описывает автор. Картинки из фильма «Война и мир» также отражают контраст между двумя лидерами и то, как они взаимодействуют с окружающими и с событиями войны. Все эти элементы вместе помогают визуализировать идеи Толстого о двух героях.
5. Какую роль играют Наполеон и Кутузов в выражении авторской философии в романе? Почему Кутузова автор называет «внутренним» человеком, а Наполеона — «внешним»?
Наполеон и Кутузов играют ключевую роль в выражении авторской философии в романе, выступая как антитезы друг другу. Кутузов представляет собой «внутреннего» человека, который живёт в гармонии с собой и окружающим миром, принимает решения, исходя из мудрости и понимания народной нравственности. Наполеон же является «внешним» человеком, стремящимся к власти, славе и признанию за счет внешних достижений и эгоцентрических целей, не задумываясь о последствиях для других.
6. Используя материалы о творчестве Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, определите, типично ли для XIX века толстовское разрешение вопроса о роли личности в истории.
В XIX веке многие писатели, в том числе Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев, затрагивали в своих произведениях вопрос роли личности в истории. Однако подходы сильно отличались. Толстовское понимание этого вопроса, с акцентом на внутреннем мире личности и её нравственных выборах, было одним из важных направлений в русской литературе того времени. Так что, можно сказать, что это было типично для XIX века, но с разными акцентами у разных авторов.