190. Л. Н. Толстой
1. Составьте опорный конспект (таблицу, схему), отражающий основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого.
Период | Жизненные события | Творчество |
---|---|---|
1828–1847 гг. | Рождение в Ясной Поляне, смерть родителей, образование под руководством гувернёра-немца | Первые литературные интересы |
1844–1851 гг. | Учёба в Казанском университете, переезд в Ясную Поляну | Начинает вести дневник |
1851–1856 гг. | Служба в армии, Кавказ и Севастополь | «Севастопольские рассказы», повесть «Детство» |
1863–1869 гг. | Работа над романом «Война и мир» | «Война и мир» |
1870–1877 гг. | Работа над романом «Анна Каренина» | «Анна Каренина» |
1880-е | Философский кризис, создание собственной философии | «Исповедь» |
1890-е | Общественная и публицистическая деятельность | «Воскресение», «Крейцерова соната» |
Последние годы | Гуманитарная помощь, конфликт с церковью | «Хаджи-Мурат», публицистика |
1910 г. | Смерть на станции Астапово | Последние записи в дневнике |
2. Как характеризует Л. Н. Толстого составленный им в юности жизненный план? Что из него удалось воплотить в действительность?
Жизненный план Л. Н. Толстого характеризует его как человека, стремящегося к знаниям и самоусовершенствованию. Из плана удалось воплотить в действительность многие пункты: он стал великим писателем, получил образование в различных областях, в том числе владел 16 языками, и занимался педагогикой, открыв собственную школу для крестьянских детей.
3. В чём новаторство Л. Н. Толстого в изображении войны? Какое влияние на писателей ХХ века оказали его рассказы о войне? Что роднит творчество В. Быкова, А. Адамовича с произведениями военной тематики Л. Н. Толстого?
Новаторство Л. Н. Толстого заключается в том, что он изображал войну без героизации, как обыденное и трагическое событие. Его рассказы оказали влияние на писателей ХХ века, предоставив им новый взгляд на описание войны, где акцент делается на внутренних переживаниях человека и реальности военного времени. Творчество В. Быкова и А. Адамовича роднит с произведениями Толстого глубокий психологизм и правдивость изображения войны.
4. Опираясь на материалы учебной статьи, покажите, как постепенно писатель шёл к созданию собственной философии. Почему философию Л. Н. Толстого называют непротивленчеством? Исчерпывается ли этой характеристикой учение великого писателя? Существуют ли приверженцы толстовства сейчас?
Постепенное создание собственной философии Л. Н. Толстым началось с волнений и мучений от осознания бессмысленности жизни, что привело его к идеям о нравственном самоусовершенствовании. Философию Толстого называют непротивленчеством из-за акцента на непротивлении злу насилием. Однако учение Толстого гораздо шире, оно включает идеи о мирной жизни, любви к ближнему, отказе от собственности и государственной власти. Приверженцы толстовства существуют и сейчас, они практикуют принципы непротивления и осуществляют социально значимые проекты.
5. Почему творчество Л. Н. Толстого называют вершиной, а иногда и завершением русского реализма? В чём, по-вашему, заключается значение наследия Толстого для русской и мировой культуры?
Творчество Л. Н. Толстого называют вершиной русского реализма, потому что он смог достигнуть невероятной глубины и правдивости в изображении жизни, человека и его внутреннего мира. Значение наследия Толстого для русской и мировой культуры огромно: его произведения стали эталоном литературного мастерства, а его философия и моральные принципы продолжают вдохновлять людей на поиск смысла жизни, доброту и справедливость.