37. Мама и мы
1. Понравился ли вам рассказ? Что особенно впечатлило? Удивило?
Да, рассказ мне очень понравился. Особенно впечатлило, как дети смогли сплотиться и выжить в суровых условиях бурана, а также находчивость Николая, который сумел найти выход из сложной ситуации. Удивило, что несмотря на всё пережитое, мама встретила их спокойно и просто продолжила заботиться о домашних делах.
2. В каких эпизодах вы беспокоились, а в каких — радовались?
Беспокоился, когда начался буран и дети заблудились, а также когда Николай боялся, что они могут замерзнуть, если уснут. Радовался, когда они смогли зарыться в снег и обустроить снежную пещерку, и когда в итоге они благополучно выбрались и встретились с родственниками.
3. Расскажите, как начинался буран.
Буран начался с того, что снежинки внезапно закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, которая вскоре перешла в большой буран.
4. Кто и как подсказал старшему мальчику Николаю, как вести себя во время бурана? Найдите в тексте и прочитайте.
Подсказал голос матери, который Николай услышал в своём воображении. Он отчётливо слышал, как мать говорила ему: «У тебя осталось только одно: зарыться в снег».
5. Что и как делали ребята, чтобы зарыться в снег?
Ребята начали рыть колодец в глубоком февральском снегу сначала школьной сумкой, а потом географическим атласом в прочном картонном переплёте. Когда колодец достиг их роста, они стали прорывать пещерку в его снежном боку, чтобы, когда метель заметёт колодец, оказаться под снежной крышей вырытой пещерки.
6. Почему Тоня решила подарить своего суслика Николаю?
Тоня решила подарить своего суслика Николаю в знак благодарности за то, что он проявил смелость и помог им выжить в буране, ведя себя как настоящий лидер и мужчина.
7. Как вели себя ребята в снежной пещерке?
В снежной пещерке ребята сидели на школьных сумках и согревали своим дыханием маленькое пространство каморки, чувствуя себя довольно уютно. Они рассказывали друг другу истории, чтобы не заснуть.
8. Почему Николай боялся, чтобы дети не уснули?
Николай боялся, что если они уснут, это будет опасно, так как во сне они могли бы замерзнуть.
9. Что он для этого придумал?
Он придумал сказать, что волки нападают на спящих, и рассказывал выдуманные случаи, чтобы дети не решались даже дремать.
10. Как ребята высвободились из снежной пещерки?
Николай начал прорываться наверх, и оказалось, что снежная крыша над ними не была слишком толстой. Они увидели бледнеющую луну и гаснущие звёзды, а затем и бледную зарю.
11. Расскажите о встрече Николая с мамой.
Когда Николай вернулся домой, он бросился к маме и заплакал. Мама спокойно утирала ему слёзы передником и продолжала заниматься домашними делами, не спрашивая о минувшей ночи.
• Обсудите, почему мама вела себя сдержанно, не расспрашивала детей о случившемся.
Возможно, мама вела себя сдержанно, чтобы не вызывать дополнительные эмоции и не заставлять детей переживать события снова. Она могла думать, что важнее всего сейчас — их безопасность и забота о них.
12. Как отнёсся отец к происшествию с детьми?
Отец был восхищён находчивостью Николая и обещал ему купить настоящее ружьё. Он хвалил сына за то, как мудро тот поступил во время бурана.
13. Почему мама Николая не взяла подарки от мам девочек?
Мама Николая считала, что её сын просто выполнил свой долг, и не стоит за это выставлять его героем, поэтому она отказалась принимать подарки.
14. Что о маме рассказала Николаю бабушка?
Бабушка рассказала, что мать всю ночь не спала, ревела и искала детей с собакой в степи, обморозив свои колени.
15. Как мальчик воспринял поступок матери? Найдите в тексте и прочитайте.
Мальчик был тронут и глубоко благодарен матери за её бескорыстную любовь и заботу, он обливался слезами, целовал её обветренные руки и никогда ещё не был так ласков и не любил её так сильно.
16. Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова Николая?
Я понимаю слова Николая так, что он гордился своей мамой, хотя она и была строга. Он понял, что мама всегда думала о благе своих детей и её забота помогла им вырасти сильными и смелыми.
17. Рассмотрите иллюстрации к тексту (с. 30, 34). Придумайте им названия.
стр. 30 – «Убежище в снежной пещерке»
стр. 34 – «Долгожданная встреча»