254-255

Русский огонёк

1. Опишите, каким вы представляете себе лирического героя стихотворения.

Лирический герой стихотворения представляется одиноким путником, заблудшим или оказавшимся в трудной ситуации в безлюдной, заснеженной местности. Он испытывает усталость, возможно, отчаяние, но находит утешение и поддержку в тепле русской избы и доброте её хозяйки.

2. Как вы думаете, почему автор назвал это стихотворение «Русский огонёк»? Какой дополнительный смысл вкладывается им в каждое из слов заглавия?

Автор назвал стихотворение «Русский огонёк», вероятно, потому что огонёк в избе стал символом надежды, тепла, домашнего уюта и человеческой доброты в бескрайнем холодном пространстве. «Русский» подчёркивает принадлежность этой традиции и душевности к русской культуре и менталитету, а «огонёк» символизирует свет в буквальном и переносном смысле – ориентир в темноте, источник жизни и тепла.

3. Какие картины природы рисует поэт, чтобы усилить ощущение одиночества лирического героя?

Поэт использует образы томительного мороза, оцепеневших снегов и маленьких елей, тёмного неба без звёзд, чтобы передать глубину и полноту ощущения одиночества лирического героя. Эти картины природы подчёркивают его отчуждённость от всего живого и безжизненность окружающего мира.

4. Определите размер стихотворения, найдите интересные эпитеты, метафоры, повторы.

Можно выделить использование эпитетов («томительный мороз», «тёплая одежда»), метафор («снежный человек», «русский огонёк») и повторы («дай бог, дай бог...», «— Не будет, говоришь? — Нет, — говорю, — наверное, не будет!»), которые обогащают текст и делают его выразительнее.

5. В каких строках, по вашему мнению, выражена основная мысль стихотворения? Найдите и прочитайте их выразительно.

Основная мысль стихотворения выражена в конце, начиная со строк «Спасибо, скромный русский огонёк». Эти строки благодарят за душевное тепло и поддержку, которые символизирует огонёк для тех, кто оказался далеко от дома и друзей, подчёркивая важность надежды и человеческой доброты в трудные времена.

Утро

1. К какому жанру лирики можно отнести стихотворение «Утро»?

Это стихотворение можно отнести к жанру пейзажной лирики, так как в нём основное внимание уделяется описанию природы и передачи чувств, вызванных этими природными картинами.

2. Какие картины утреннего пробуждения рисует поэт? Какие слова используются для того, чтобы запечатлеть восход солнца? Обратите внимание на последовательность их появления в тексте стихотворения.

Поэт рисует картину утреннего пробуждения природы и людей. Вначале описывается, как заря светится по сосняку и лес уже не дремлет, идёт описание падения теней сосен в реку и бега света по улицам деревни. Затем описывается радостная встреча солнца взрослыми и детьми. Используются такие слова и выражения, как «заря, светясь», «горит, горит», «лес уже не дремлет», «свет бежит», «встречают солнце», что последовательно передаёт восход солнца и пробуждение природы.

3. В каких взаимоотношениях находятся мир природы и мир людей?

Мир природы и мир людей находятся в гармонии и взаимодействии: природа пробуждается и встречает солнце, а взрослые и дети радостно встречают это событие, смеясь на дворике. Это показывает, как природные явления оказывают влияние на настроение и чувства людей, объединяя их в едином восприятии красоты мира.

4. Как воздействует на лирического героя утреннее пробуждение природы? Почему стихотворение заканчивается многоточием?

Утреннее пробуждение природы воспряет дух лирического героя, заставляет его выбежать на холм и видеть всё в лучшем свете. Это воздействие вызывает у него глубокие чувства привязанности к окружающему миру, такие, что без этой красоты он не сможет творить. Стихотворение заканчивается многоточием, чтобы подчеркнуть незавершённость ощущений, открытость будущему и возможность продолжения этих размышлений. Многоточие может также указывать на глубину чувств лирического героя и его неразрывную связь с природой.

Юрий Павлович Казаков

1. «Человек с богатой внутренней биографией может возвыситься до выражения эпохи в своём творчестве, прожив в то же время жизнь, бедную внешними событиями. Таков был, например, Блок». Что такое «внутренняя биография»? Можно ли слова писателя отнести к нему самому?

«Внутренняя биография» – это совокупность внутренних переживаний, размышлений, идейных и эмоциональных кризисов, которые формируют духовный мир человека. Эти аспекты могут не иметь явного отражения во внешних событиях жизни, но оказывают огромное влияние на творческое самовыражение. Слова писателя можно отнести к Юрию Казакову, так как его привлечение к вечным вопросам веры и совести, потребность в творческом самоопределении, а также его увлечение музыкой и любовь к русскому Северу свидетельствуют о богатой внутренней жизни, которая нашла отражение в его произведениях.