250-251

1. Определите тему стихотворения.

Тема стихотворения – уникальность каждого человека и необратимость потери при его уходе из жизни, а также невозможность полностью понять и сохранить воспоминание о чьей-то жизни после смерти.

2. С чем сравнивает поэт отдельного человека? Как доказывается уникальность каждого человека, важность именно его жизни для всей вселенной? Подберите цитаты, иллюстрирующие ваш ответ.

Поэт сравнивает отдельного человека с планетой, подчеркивая его уникальность и неповторимость: «Их судьбы как истории планет. У каждой всё особое, своё, и нет планет, похожих на неё».

3. Что изменяется в мире, когда человек уходит из жизни? Каким чувством окрашены строки о наследии, оставшемся после смерти других людей?

Когда человек уходит из жизни, с ним умирает его уникальный мир, его первые впечатления и переживания: «с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой... Всё это забирает он с собой». Строки о наследии, оставшемся после смерти, окрашены чувством грусти и невозможности полностью сохранить память о человеке: «да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит всё равно!».

4. Какое значение для понимания идеи стихотворения имеет сравнение человека с целым миром?

Сравнение человека с целым миром подчеркивает не только уникальность и неповторимость каждой индивидуальности, но и подчеркивает масштаб потери при его уходе. Это сравнение помогает осознать, что смертью одного человека человечество теряет целый мир – со всеми его тайнами, переживаниями и уникальными моментами. Таким образом, идея стихотворения заключается в том, что смерть индивида – это не просто конец жизни, а исчезновение уникального, неповторимого мира, который невозможно воспроизвести или полностью понять.

***

1. Как в стихотворении раскрывается тема поэта и поэзии?

Тема поэта и поэзии раскрывается через образ поэта, который, несмотря на усталость и временное отчаяние, не может устоять перед внутренней потребностью слышать и переводить на язык стихов окружающий мир. Поэт как бы становится голосом тех, кто сам выразить себя не может, делая своё творчество возможностью высказаться как для себя, так и для других.

2. Откуда поэт черпает вдохновение, сюжеты для своего творчества?

Поэт черпает вдохновение из окружающего мира, в том числе звуки природы и городской жизни, такие как шум метели, звон трамваев, шепот афиш, крик железа крыш и пение воды в трубах. Всё это создаёт образы, наполненные глубоким смыслом и эмоциями.

3. Как произведение о сущности поэтического творчества связано с темой одиночества?

Произведение связывает сущность поэтического творчества с темой одиночества через образы людей, которые в одиночестве не могут или не умеют выразить свои мысли и чувства, оставаясь «наедине с собой». Поэт, воспринимая и переводя их молчаливую печаль, представляет возможность выразить то, что они сами выразить не могут, тем самым ломая барьер одиночества.

4. Перечитайте последнюю строфу. Нет ли в ней парадоксальности? Какие слова и почему повторяются почти в каждой строке этой строфы?

В последней строфе есть парадоксальность: поэт начинает с утверждения о своей неспособности продолжать писать и немоты, но заканчивает тем, что снова садится за стол, чтобы писать. Слова «высказаться» и «им» повторяются, подчёркивая идею, что поэзия является средством выражения как для самого поэта, так и для тех, кто сам выразить себя не может.