192. Средства выразительности и интонационно-ритмические особенности лирики В. В. Маяковского

1. Пользуясь материалами статьи учебного пособия, составьте схему «Особенности поэзии В. В. Маяковского». Подготовьте на основании её сообщение.

Особенности поэзии В. В. Маяковского заключаются в яркой образности, использовании необычных метафор, гипербол, создании новых слов с увеличительными суффиксами, ритме, основанном на смысловом ударении и интонации, знаменитой лесенке Маяковского, где строка разрывалась и её продолжение записывалось с новой строки, и в большом значении рифмы с оригинальным сочетанием слов.

2. Что необычного в построении стихотворной строки? Для чего автор использовал форму «лесенки»? Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк?

Строки часто разрываются на середине слова или фразы и переносятся на новую строку. Иногда даже часть слова пишется отдельно.

Способ записи «лесенкой» помогает выделить важные слова, создать особый ритм и интонацию. Это делает стихотворение более выразительным, помогает читателю почувствовать эмоции автора.

Звучание таких строк напоминает разговор, иногда даже крик или призыв. Кажется, что поэт говорит прямо с читателем, очень эмоционально и живо.

3. Коллективно создайте словарь авторских неологизмов В. В. Маяковского. В словарной статье объясните значение и способ образования неологизма, приведите фрагмент с неологизмом, укажите название произведения и год создания.

Занежен. Значение: покрытый, окутанный нежностью, облаками (от слова «нежить» + приставка «за-»). Образование: приставка + корень + суффикс. Пример: «занежен в облака» Произведение: «Облако в штанах», 1915 год.

Каплища. Значение: очень большая капля (от слова «капля» + увеличительный суффикс «-ища»). Образование: корень + увеличительный суффикс. Пример: «каплища» Произведение: «Хорошо!», 1927 год.

Шажище. Значение: очень большой шаг (от слова «шаг» + увеличительный суффикс «-ище»). Образование: корень + увеличительный суффикс. Пример: «шажище» Произведение: «Флейта-позвоночник», 1915 год.