190-191. Хорошее отношение к лошадям

1. О каком происшествии рассказано в стихотворении?

В стихотворении рассказывается о том, как лошадь поскользнулась и упала на улице. Люди начали смеяться, а один человек (лирический герой) пожалел лошадь, подошёл к ней и помог ей подняться.

2. Какие художественные средства помогают передать стук копыт по мостовой? Найдите другие повторяющиеся согласные. Какие ещё звуки городской жизни присутствуют в стихотворении?

Стук копыт передан с помощью повторяющихся слов и звуков: «Гриб. Грабь. Гроб. Груб.» – это звукоподражание.

Другие повторяющиеся согласные: «з» в «зевакой зевака», «с» в «смех зазвенел и зазякал».

Звуки городской жизни: смех, шум толпы, звон, вой.

3. Почему дважды употреблено выражение «Подошёл и вижу...»? Что отличает лирического героя от толпы зевак? Что увидел он и почему этого не заметили другие?

Выражение «Подошёл и вижу...» употреблено для усиления внимания к действию лирического героя и его особому взгляду на ситуацию. Лирического героя отличает сочувствие и внимание к чувствам лошади, в то время как толпа лишь смеётся. Он увидел глаза лошади, слёзы на её морде, что символизирует её страдание и отчаяние, чего не заметили другие, занятые насмешками.

4. Перечитайте слова, обращённые к лошади. Произносятся ли они вслух? Какими средствами создаётся интонация искреннего сочувствия лошади?

Слова, обращённые к лошади, скорее всего, произносятся внутри лирического героя, так как нет указаний на то, что он говорит их вслух. Создается интонация искреннего сочувствия за счёт ласкового обращения («Деточка»), вопросов, показывающих заботу и понимание, и идей о том, что все люди подобны лошадям в своих переживаниях.

5. Как и почему изменилась лошадь в конце стихотворения? Почему упавшая лошадь ощутила себя рыжим жеребёнком?

Лошадь изменилась, она встала на ноги и пошла в стойло весёлая, потому что она ощутила заботу и сочувствие лирического героя. Упавшая лошадь ощутила себя рыжим жеребёнком, потому что обрела надежду и желание жить и работать, как молодой и энергичный жеребёнок.

6. Какие три смысловые части можно выделить в стихотворении? Какой образ в каждой из них будет ключевым? Обобщите свои наблюдения над стихотворением, заполнив таблицу:

Критерий для описания «Лошадь упала» «Глаза лошадиные» «Лошадь пошла»
Ключевой образ Упавшая лошадь Глаза лошади Лошадь, вставшая и идущая
Средства создания образа Описание падения, смех толпы («Лошадь упала!») Описание глаз, слёзы («каплища по морде катится») Описание движения, радости («пошла», «рыжий ребёнок»)
Эмоциональное наполнение Жалость, грусть Сочувствие, понимание Радость, облегчение
Отношение к образу Сочувствие, желание помочь Глубокое сопереживание Радость за лошадь

8. Рассмотрите иллюстрацию А. Г. Тышлера на с. 196. Какому эпизоду стихотворения Маяковского она соответствует? Какие строки из текста можно использовать для заголовка к рисунку? Есть ли у поэта и художника сходство использовании средств для создания образа лошади?

7. Рассмотрите иллюстрацию А. Г. Тышлера (с. 190). Какому эпизоду из стихотворения В. В. Маяковского она соответствует? Какие строки из текста можно использовать как заголовок к рисунку? Есть ли у поэта и художника что-то общее в использовании средств для создания образа лошади?

Иллюстрация А. Г. Тышлера изображает момент заботы персонажа о лошади, когда он подходит к падшей лошади и видит её страдание. Это соответствует части стихотворения, где говорится: «Подошёл и вижу – за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...». Для заголовка к рисунку подойдут строки: «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Сходство использования средств для создания образа лошади у поэта и художника проявляется в передаче сострадания и эмпатии к лошади, а также в изображении тесной эмоциональной связи между человеком и животным.

8. Письменно порассуждайте над словами В. В. Маяковского «...все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». В какой жизненной ситуации правомерно подобное сопоставление?

Слова Маяковского о том, что все мы немножко лошади, могут быть правомерны в жизненных ситуациях, когда люди сталкиваются с трудностями, испытывают усталость, борются с обстоятельствами или чувствуют себя беззащитными. В такие моменты мы можем ощущать себя бременными, как лошади, несущие тяжёлую ношу.

9. Найдите и самостоятельно прочитайте произведения о лошадях других авторов (классиков и наших современников). Сравните их со стихотворением В. В. Маяковского по тематике, проблематике и (или) системе образов.

Например, рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (там есть эпизоды с лошадью).

Общее: и у Маяковского, и у других авторов лошадь – символ страдания, труда, но и доброты, верности. Везде показано, что животные чувствуют боль и нуждаются в заботе человека.