196-197
1. О каком происшествии рассказано в стихотворении? Есть ли в нём черты эпохи первых лет после Октябрьской революции 1917 года?
В стихотворении рассказано о происшествии, когда лошадь упала на скользкой улице. Черт эпохи первых лет после Октябрьской революции 1917 года в тексте не прослеживается.
2. Что необычного в построении стихотворной строки? Для чего автор использовал форму «лесенки»? Какие ассоциации вызывает у вас звучание этих строк?
Необычно то, что строки построены в виде «лесенки», что создаёт визуальный эффект движения вниз. Автор мог использовать эту форму для передачи ощущения падения. Звучание строк вызывает ассоциации с перечислением, монотонностью и ритмичностью.
3. Какие художественные средства помогают автору передать стук копыт по мостовой? Найдите другие повторяющиеся согласные. Какие ещё звуки городской жизни присутствуют в стихотворении?
Автор использует онамотопею («Били копыта. Пели будто») и аллитерацию («Гриб. Грабь. Гроб. Груб.») для передачи стука копыт. Другие повторяющиеся согласные – «з» и «р» («за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить»). В стихотворении присутствуют звуки смеха и ржания лошади.
4. Почему дважды употреблено выражение «Подошёл и вижу...»? Что отличает лирического героя от толпы зевак? Что увидел он и почему этого не заметили другие?
Выражение «Подошёл и вижу...» употреблено для усиления внимания к действию лирического героя и его особому взгляду на ситуацию. Лирического героя отличает сочувствие и внимание к чувствам лошади, в то время как толпа лишь смеётся. Он увидел глаза лошади, слёзы на её морде, что символизирует её страдание и отчаяние, чего не заметили другие, занятые насмешками.
5. Перечитайте слова, обращённые к лошади. Произносятся ли они вслух? Какими средствами создаётся интонация искреннего сочувствия к лошади?
Слова, обращённые к лошади, скорее всего, произносятся внутри лирического героя, так как нет указаний на то, что он говорит их вслух. Создается интонация искреннего сочувствия за счёт ласкового обращения («Деточка»), вопросов, показывающих заботу и понимание, и идей о том, что все люди подобны лошадям в своих переживаниях.
6. Как и почему изменилась лошадь в конце стихотворения? Почему упавшая лошадь ощутила себя рыжим жеребёнком?
Лошадь изменилась, она встала на ноги и пошла в стойло весёлая, потому что она ощутила заботу и сочувствие лирического героя. Упавшая лошадь ощутила себя рыжим жеребёнком, потому что обрела надежду и желание жить и работать, как молодой и энергичный жеребёнок.
7. Какие три смысловые части можно выделить в стихотворении? Какой образ в каждой из них будет ключевым? Обобщите свои наблюдения над стихотворением, заполнив таблицу.
Критерий для описания | «Лошадь упала» | «Глаза лошадиные» | «Лошадь пошла» |
Ключевой образ | Упавшая лошадь | Глаза лошади | Восстановившаяся лошадь |
Средства создания ключевого образа (с примерами) |
Онамотопея, аллитерация | Метафора, сравнение | Персонификация, метафора |
Эмоциональное наполнение образа |
Смех, насмешка | Сочувствие, тоска | Радость, надежда |
Отношение к образу | Отчуждение, безразличие | Сопереживание, внимание | Сочувствие, поддержка |
8. Рассмотрите иллюстрацию А. Г. Тышлера на с. 196. Какому эпизоду стихотворения Маяковского она соответствует? Какие строки из текста можно использовать для заголовка к рисунку? Есть ли у поэта и художника сходство использовании средств для создания образа лошади?
Иллюстрация А. Г. Тышлера изображает момент заботы персонажа о лошади, когда он подходит к падшей лошади и видит её страдание. Это соответствует части стихотворения, где говорится: «Подошёл и вижу — за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти...». Для заголовка к рисунку подойдут строки: «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Сходство использования средств для создания образа лошади у поэта и художника проявляется в передаче сострадания и эмпатии к лошади, а также в изображении тесной эмоциональной связи между человеком и животным.
9. Письменно порассуждайте над словами В. В. Маяковского: «...Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». В какой жизненной ситуации правомерно подобное сопоставление?
Слова Маяковского о том, что все мы немножко лошади, могут быть правомерны в жизненных ситуациях, когда люди сталкиваются с трудностями, испытывают усталость, борются с обстоятельствами или чувствуют себя беззащитными. В такие моменты мы можем ощущать себя бременными, как лошади, несущие тяжёлую ношу.