188-189. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
1. Что может удивить читателя в заглавии и подзаголовке стихотворения? Какими особенностями может обладать произведение с таким началом?
Читателя может удивить необычность приключения, произошедшего с реальным лицом – Владимиром Маяковским, а также обещание необычного события, произошедшего в обыденной обстановке – на даче летом. Произведение с таким началом может обладать элементами фантазии, неожиданными поворотами сюжета и глубоким смыслом, заключенным в необычной форме.
2. Составьте цитатный план стихотворения, определив в нём экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. Перескажите кратко произведение.
Экспозиция: описание летнего пейзажа и настроения поэта.
Завязка: поэт, раздраженный ежедневными закатами, обращается к солнцу с криком.
Кульминация: солнце, восприняв приглашение, приходит к поэту на чай.
Развязка: после беседы с солнцем поэт меняет свое отношение и приходит к пониманию своего предназначения – светить стихами.
Кратко: Поэт на даче, раздраженный ежедневными закатами, приглашает солнце на чай. Солнце принимает приглашение, и в ходе их беседы поэт осознает свое предназначение – светить стихами, как солнце светит лучами.
3. Выпишите слова, отражающие изменение отношения поэта к солнцу до чаепития. Почему сначала используются резкие, грубые слова?
«Я крикнул солнцу: “Слазь! довольно шляться в пекло!”»
«Я крикнул солнцу: “Дармоед!”»
«Я крикнул солнцу: “Погоди!”»
Сначала поэт злится на солнце, потому что ему надоела жара. Он говорит с ним грубо, потому что раздражён и устал.
4. Можно ли считать разговор солнца с поэтом кульминацией стихотворения? Как чувствует себя поэт в удивительном соседстве? С помощью каких деталей фантастическая ситуация приобретает оттенок обыденности?
Да, разговор солнца с поэтом можно считать кульминацией стихотворения, так как это самый неожиданный и важный момент сюжета. Поэт сначала испытывает страх и конфуз, но постепенно расслабляется и начинает общаться с солнцем как с равным. Фантастическая ситуация приобретает оттенок обыденности благодаря деталям чаепития, обычному разговору, разговоров о проблемах и советах.
5. О чём говорят поэт и солнце? Почему они так легко нашли общий язык?
Поэт и солнце говорят о трудностях своего «искусства» и обменяются взглядами на жизнь. Они легко нашли общий язык, потому что оба испытывают схожие чувства и стремления – быть полезными и вносить свет в мир своими способностями.
6. Какие художественные приёмы использовал поэт для создания образа солнца? Выпишите примеры олицетворения, гиперболы, метафоры, сравнения. Объясните их роль. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Какая из них, на ваш взгляд, точнее передаёт образ солнца?
Олицетворение: «шагает солнце в поле», «заговорило басом».
Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал».
Метафора: «дух переведя», «луч-шаги».
Сравнение: «занежен в облака ты».
Роль: эти приёмы делают солнце живым, настоящим героем, а не просто светилом.
Вторая иллюстрация (Д. Д. Бурлюка, с улыбающимся солнцем) лучше показывает образ солнца как живого существа, как в стихотворении.
7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, учитывая информацию, размещённую ниже.
Задание для самостоятельного выполнения.
8. Определите, кто в стихотворении и почему сравнивает поэзию и солнце. В чём Маяковский видит свой общественный долг и как понимает предназначение поэзии?
Поэт сравнивает поэзию и солнце в конце стихотворения, предложив солнцу вместе принести свет в мир « солнце своими лучами, а он – своими стихами. Маяковский видит свой общественный долг в том, чтобы «светить» своей поэзией, делая мир ярче и лучше, подобно солнцу, светящему всему на свете.
9. Какой вам видится роль литературы (искусства) в современном белорусском обществе? Какие примеры из белорусской культурной жизни вы можете привести?
Литература и искусство помогают людям думать, чувствовать, мечтать, понимать друг друга. Они объединяют людей, учат быть добрее.
Примеры: современные белорусские поэты и писатели, театры, фестивали, выставки, проекты вроде «Ноч музеяў».