169. Парадокс
1. Почему Ян Залуский устраивает подобные представления? Почему он отдал монету нищему? Почему именно ту монету, которую получил от доктора Дударева?
Ян Залуский устраивает представления, чтобы зарабатывать на жизнь, ведь у него нет рук, и другой работы он делать не может. Он показывает свои умения, чтобы люди давали ему деньги. Монету от доктора он отдал нищему, потому что обещал это сделать. Именно эту монету – чтобы сдержать слово и, возможно, потому, что доктор подал её с уважением, и Ян захотел сделать доброе дело.
2. Какой ещё афоризм произносит феномен? Как вы его понимаете? Сравните оба афоризма. Как они помогают понять смысл жизни Яна Залуского?
Второй афоризм: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».
Первый: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».
Первый афоризм говорит, что счастье – естественное состояние для человека, как полёт для птицы. Второй – что не всем удаётся быть счастливыми, это не всегда возможно. Оба афоризма показывают, что Ян, несмотря на трудности, всё равно мечтает о счастье, хотя оно ему почти недоступно.
3. Как изменилась жизнь мальчиков после представления? Почему встреча с человеком, имеющим особенности физического развития, разрушила их фантастический мирок?
Жизнь мальчиков стала менее радостной и беззаботной. Их наивные фантазии о приключениях померкли. Они увидели настоящие страдания и парадоксы жизни и перестали верить в свои сказки. Встреча с Яном показала им реальную, сложную жизнь, и мир их воображения стал казаться пустым.
4. Какая роль в истории с феноменом отводится матери мальчиков?
Мать представляет заботу и участие. Она переживает за детей, а потом приглашает Яна и его провожатого пообедать. Это проявление доброты и сострадания. Её реакция – заботиться о детях и о несчастных людях.
5. Вспомните, что такое очерк и в чём его отличие от такого жанра, как рассказ. Почему своей истории Короленко придал форму очерка?
Очерк – это жанр, который описывает реальные события и людей, ближе к публицистике, рассказывает о жизни, часто прямо от лица автора, со своими размышлениями. Рассказ обычно художественный, с придуманным сюжетом. Короленко выбрал очерк, чтобы передать личные впечатления, показать реальные чувства и мысли, чтобы читатель задумался о жизни.
6. Выпишите из текста слова, которые оставили след в душах главных героев. Дайте им толкование. Как эти слова связаны с героями очерка и проблемами, которые автор поднял в произведении?
«Враг», «Долг», «Смерть», «Парадокс», «Ответственность».
«Враг». В рассказе герои сталкиваются с врагом в виде враждебной атмосферы и противостояния, что углубляет их конфликт и создает напряженную обстановку.
«Долг». Герои чувствуют свою моральную обязанность перед своей совестью и перед другими людьми, что вызывает в них внутренний конфликт между желанием выполнить свой долг и собственными эмоциями и желаниями.
«Смерть». Тема смерти играет важную роль в рассказе, вызывая размышления героев о бренности жизни, смысле смерти и их собственной смертности.
«Парадокс». Герои сталкиваются с парадоксальными ситуациями и противоречиями в своей жизни и мировоззрении, что заставляет их задуматься о сложности и двусмысленности жизни.
«Ответственность». Герои осознают свою ответственность за свои поступки и решения, что приводит к внутреннему конфликту и взвешиванию своих действий.
Эти слова помогают выявить ключевые темы и проблемы, поднимаемые автором, а также влияют на развитие характеров и действий главных героев.
7. Какой урок преподал феномен всем, в первую очередь – детям?
Он показал, что жизнь – не только игра и фантазии, что у людей бывают тяжёлые испытания, и что даже в трудной ситуации человек может искать счастье. Ещё он учит быть добрее и сострадательнее к другим.
8. В чём видит смысл человеческой жизни Короленко?
В стремлении к счастью, в доброте к другим; в том, что каждый человек хочет быть счастливым, но дорога к счастью у всех разная и бывает трудной. Надо замечать чужие страдания и помогать другим.
Особенности композиции очерка
1. Почему исследователи говорят о сходстве очерка «Парадокс» с притчей?
Исследователи говорят о сходстве очерка «Парадокс» с притчей, потому что в нём через простой, житейский случай раскрывается глубокий смысл жизни. Как и в притче, история с необычным человеком (феноменом) преподносит мораль или урок — о счастье, человеческом достоинстве, милосердии и взрослении души. В финале мальчики понимают важную истину, именно как герои притчи, а читатель видит во встрече с феноменом скрытый моральный смысл.