170
1. Кто вышел посмотреть на феномена? Что в характере каждого из этих людей отмечает автор? Кого из них выделяют дети?
Вышло посмотреть на феномена практически все население двора, включая семьи, жившие в трех домах, дворню и прислугу, одиноких жильцов, таких как пан Уляницкий, а также привилегированных гостей, среди которых были отец детей, полковник Дударев и мать семейства. Автор отмечает в отце благодушное настроение, в полковнике Дудареве – молчаливость и бескорыстие, вызывающие общее уважение и некий страх, а в матери – сомнение о целесообразности выхода среди забот по хозяйству и испуганное сожаление. Дети особенно выделяют полковника Дударева, фантазируя себя на его месте.
2. Соберите досье на феномена: Ф.И.О., социальный статус, возраст, особенности физического состояния, речь, способности.
Феномен – Ян Криштоф Залуский, шляхтич из Заславского повета. Возраст не указан, но упоминается его немолодой вид. Особенности физического состояния: не имеет рук с рождения, маленькое туловище, узкие плечи, длинные и тонкие ноги. Он обладает проницательными бегающими глазами и способен выполнять различные действия ногами, включая письмо и совершение обрядов. Речь у него ясная, хотя иногда слегка дребезжащая, выражает себя точно и уверенно.
3. Почему описание пана Уляницкого идёт сразу после знакомства читателя с феноменом? Сравните пана Уляницкого и Яна Залуского. Докажите, что они оба феномены.
Описание пана Уляницкого следует сразу за знакомством с феноменом, вероятно, чтобы подчеркнуть контраст между двумя необычными фигурами двора. Пан Уляницкий и Ян Залуский оба выделяются среди окружающих своей уникальностью: Уляницкий – своими эксцентричными привычками и таинственностью, Залуский – своими физическими особенностями и умением использовать ноги для выполнения задач, обычно требующих рук. Оба персонажа вызывают любопытство и восхищение, но также и страх или непонимание, что делает их феноменами в глазах окружающих.
4. Выберите цитаты, характеризующие взгляд и глаза феномена, его голос, заполните таблицу. Как они меняются по ходу представления? Что в характере феномена они показывают?
Момент представления | Глаза (взгляд) | Голос |
Начало | «большие, проницательными бегающими глазами» | «фальшиво-ласкающим голосом сказал нам пан Уляницкий» |
Во время представления | «Два чёрных внимательных глаза остро и насмешливо впились в уважаемую публику» | «ясным, хотя слегка дребезжавшим голосом» |
Конец | «в глазах его мелькнуло что-то странное, — они как будто затуманились...» | «голос был какой-то особенной, жалкой ноты |
5. Почему для своего последнего фокуса феномен выбрал детей, а перед тем, как вручить им афоризм, обменялся взглядом с их отцом?
Феномен выбрал детей для своего последнего фокуса, вероятно, потому что они воплощают непосредственность, искренность и открытость к новому опыту, что делает их идеальными получателями его афоризма. Обмен взглядами с их отцом мог выражать запрос на согласие или же демонстрацию уважения к главе семьи, подчеркивая значимость момента и обеспечивая его одобрение.
6. Как вы понимаете афоризм феномена? В чём состоит его парадокс? Докажите, что не для вознаграждения писал феномен свой афоризм.
Афоризм феномена «Человек создан для счастья, как птица для полёта» подчеркивает врожденное стремление каждого человека к счастью, аналогичное инстинктивному желанию птицы летать. Парадокс заключается в том, что сам феномен, будучи человеком с физическими ограничениями, кажется, меньше всего способен на «полет», то есть достижение счастья, что он и подчеркнул, добавив о себе как о феномене. Феномен не писал афоризм для вознаграждения, это подтверждается его последующими действиями и словами, особенно когда он обещает отдать полученную серебряную монету первому встреченному бедняку, подчеркивая свое желание делиться, а не собирать для себя.