165. Парадокс. Вопросы к главе III
1. Кто вышел посмотреть на феномена? Что в характере каждого из этих людей отмечает автор? Кого из них выделяют дети?
Вышли почти все жители двора: отец, мама, доктор Дударев, пан Уляницкий, слуги, жильцы, простые люди.
Отец – доброжелательный, уверенный, в хорошем настроении. Мама – занятая хозяйственными делами, усталая, но добрая и отзывчивая. Доктор Дударев – умный, молчаливый, уважаемый, немного загадочный. Пан Уляницкий – странный, фальшиво-ласковый, неискренний.
Дети выделяют особенно отца, маму и доктора Дударева.
2. Соберите досье на феномена: Ф.И.О., социальный статус, возраст, особенности физического состояния, речь, способности.
ФИО: Ян Криштоф Залуский.
Социальный статус: шляхтич (дворянин) из Заславского повета, но теперь – «феномен», выступающий за деньги.
Возраст: не указан прямо, но взрослый мужчина.
Особенности физического состояния: У него от рождения нет рук, туловище маленькое, голова большая, ноги длинные и худые.
Речь: Говорит ясно, иногда насмешливо, с иронией, бывает и горький, и циничный.
Способности: Делает всё ногами (кушает, расчесывается, крестится, пишет), пишет афоризмы, подписывает свою фамилию, умеет обращаться с публикой, вызывает сильное впечатление.
3. Почему описание пана Уляницкого дано сразу после знакомства читателя с феноменом? Сравните пана Уляницкого и Яна Залуского. Докажите, что они оба феномены.
Автор показывает двух необычных людей подряд, чтобы сравнить их.
Пан Уляницкий – своеобразный, выделяется странностями характера и поведения, одиночка, ведёт себя необычно, нелепо, непонятно, «феномен» по-человечески.
Ян Залуский – физический феномен, необычен своей наружностью, живёт с большой трудностью, но проявляет ум, иронию и гордость.
Оба не такие, как все, вызывают у людей настороженность, смешанные чувства, одновременно удивляют и пугают – и поэтому оба «феномены», только каждый по-своему.
4. Выберите цитаты, характеризующие взгляд и глаза феномена, его голос; заполните таблицу. Как они меняются по ходу представления? Что в характере феномена они показывают?
| Момент представления | Глаза (взгляд) | Голос |
| Появление на тележке | «большие, проницательные, бегающие», «чёрные внимательные глаза остро и насмешливо впились» | – |
| Поклон после сбора монет | «чёрные глаза опять внимательно и медленно прошли по нашим лицам» | «ясный, хотя слегка дребезжавший» |
| Перед афоризмом детям | «чёрные глаза… будто гвоздь, который он собирался забить глубоко», «смеявшегося нам навстречу», «чёрными глазами пронизывал нас», «умный, задумчивый и смягчённый», потом опять «сверкнул холодным открытым цинизмом» | «усталый голос», потом «резкий голос», позже «насмешливо» |
| К матери | – | «В его голосе была какая-то особенная, жалкая нота» |
Взгляд меняется: сначала грубый, насмешливый – потом строгий и почти добрый – потом вновь холодный. Голос тоже меняется: от жёсткого и резкого до смягчённого, потом циничного. Это показывает его сложный характер: ироничный, чужой, уставший от жизни, но не лишён чувств.
5. Почему для своего последнего фокуса феномен выбрал детей, а перед тем, как вручить им афоризм, обменялся взглядом с их отцом?
Дети – самые наивные, невинные, восприимчивые к смыслу афоризма.
Взгляд с отцом – уважение к взрослому, согласие, как бы спрашивает разрешения, проявляет такт. Он так сделал, чтобы смысл афоризма прозвучал важнее для подрастающего поколения.
6. Как вы понимаете афоризм феномена? В чём состоит его парадокс? Докажите, что не для вознаграждения писал феномен свой афоризм.
6. Как вы понимаете афоризм феномена? В чём заключается его парадокс? Докажите, что феномен писал свой афоризм не для щедрого вознаграждения.
Афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».
Смысл: Счастье – естественное предназначение человека, как полёт – для птицы.
Парадокс: Сам Залуский – калека, несчастен, и для него счастье и полёт кажутся невозможными, но он говорит это другим.
Он не писал ради денег – афоризм ценен сам по себе: он даёт этот смысл детям, не высмеивая и не унижая, показывает, что даже страдая, люди могут распознавать высшие смыслы. После вручения афоризма он сам грустит: «…И для счастья тоже…» – значит, грустит не о плате.