165. Парадокс. Вопросы к главе III

1. Кто вышел посмотреть на феномена? Что в характере каждого из этих людей отмечает автор? Кого из них выделяют дети?

Вышли почти все жители двора: отец, мама, доктор Дударев, пан Уляницкий, слуги, жильцы, простые люди.

Отец – доброжелательный, уверенный, в хорошем настроении. Мама – занятая хозяйственными делами, усталая, но добрая и отзывчивая. Доктор Дударев – умный, молчаливый, уважаемый, немного загадочный. Пан Уляницкий – странный, фальшиво-ласковый, неискренний.

Дети выделяют особенно отца, маму и доктора Дударева.

2. Соберите досье на феномена: Ф.И.О., социальный статус, возраст, особенности физического состояния, речь, способности.

ФИО: Ян Криштоф Залуский.

Социальный статус: шляхтич (дворянин) из Заславского повета, но теперь – «феномен», выступающий за деньги.

Возраст: не указан прямо, но взрослый мужчина.

Особенности физического состояния: У него от рождения нет рук, туловище маленькое, голова большая, ноги длинные и худые.

Речь: Говорит ясно, иногда насмешливо, с иронией, бывает и горький, и циничный.

Способности: Делает всё ногами (кушает, расчесывается, крестится, пишет), пишет афоризмы, подписывает свою фамилию, умеет обращаться с публикой, вызывает сильное впечатление.

3. Почему описание пана Уляницкого дано сразу после знакомства читателя с феноменом? Сравните пана Уляницкого и Яна Залуского. Докажите, что они оба феномены.

Автор показывает двух необычных людей подряд, чтобы сравнить их.

Пан Уляницкий – своеобразный, выделяется странностями характера и поведения, одиночка, ведёт себя необычно, нелепо, непонятно, «феномен» по-человечески.

Ян Залуский – физический феномен, необычен своей наружностью, живёт с большой трудностью, но проявляет ум, иронию и гордость.

Оба не такие, как все, вызывают у людей настороженность, смешанные чувства, одновременно удивляют и пугают – и поэтому оба «феномены», только каждый по-своему.

4. Выберите цитаты, характеризующие взгляд и глаза феномена, его голос; заполните таблицу. Как они меняются по ходу представления? Что в характере феномена они показывают?

Момент представления Глаза (взгляд) Голос
Появление на тележке «большие, проницательные, бегающие», «чёрные внимательные глаза остро и насмешливо впились»
Поклон после сбора монет «чёрные глаза опять внимательно и медленно прошли по нашим лицам» «ясный, хотя слегка дребезжавший»
Перед афоризмом детям «чёрные глаза… будто гвоздь, который он собирался забить глубоко», «смеявшегося нам навстречу», «чёрными глазами пронизывал нас», «умный, задумчивый и смягчённый», потом опять «сверкнул холодным открытым цинизмом» «усталый голос», потом «резкий голос», позже «насмешливо»
К матери «В его голосе была какая-то особенная, жалкая нота»

Взгляд меняется: сначала грубый, насмешливый – потом строгий и почти добрый – потом вновь холодный. Голос тоже меняется: от жёсткого и резкого до смягчённого, потом циничного. Это показывает его сложный характер: ироничный, чужой, уставший от жизни, но не лишён чувств.

5. Почему для своего последнего фокуса феномен выбрал детей, а перед тем, как вручить им афоризм, обменялся взглядом с их отцом?

Дети – самые наивные, невинные, восприимчивые к смыслу афоризма.

Взгляд с отцом – уважение к взрослому, согласие, как бы спрашивает разрешения, проявляет такт. Он так сделал, чтобы смысл афоризма прозвучал важнее для подрастающего поколения.

6. Как вы понимаете афоризм феномена? В чём состоит его парадокс? Докажите, что не для вознаграждения писал феномен свой афоризм.

6. Как вы понимаете афоризм феномена? В чём заключается его парадокс? Докажите, что феномен писал свой афоризм не для щедрого вознаграждения.

Афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».

Смысл: Счастье – естественное предназначение человека, как полёт – для птицы.

Парадокс: Сам Залуский – калека, несчастен, и для него счастье и полёт кажутся невозможными, но он говорит это другим.

Он не писал ради денег – афоризм ценен сам по себе: он даёт этот смысл детям, не высмеивая и не унижая, показывает, что даже страдая, люди могут распознавать высшие смыслы. После вручения афоризма он сам грустит: «…И для счастья тоже…» – значит, грустит не о плате.