157. Парадокс. Вопросы к главе II

1. Кто из героев появляется во второй части очерка? Как он воздействует на детей и их мирок?

Во второй части появляется лакей Павел. Он нарушает фантазии детей, возвращает их в реальность, разрушает их волшебный мир.

2. Найдите в конце главы II слово, противопоставленное слову «иллюзии». В каком значении употребил его автор?

Слово – «действительность». Автор использует его как противоположность фантазиям, показывая, что Павел заставил детей увидеть реальность.

3. Выпишите из главы II выражения, характеризующие поведение Павла. Как относится к нему рассказчик? Поясните свою точку зрения.

«неприятный и резкий голос лакея Павла»

«человек слишком трезвый, отчасти даже насмешливый»

«его излишне серьёзные замечания разрушили не одну нашу иллюзию»

«Павел взял из моих рук удочку, осмотрел её… сообщил, что нужен тут конский волос…»

«Павел тряхнул бадью своей сильной рукой»

Рассказчик относится к Павлу без особой симпатии, он кажется детям чужим, слишком взрослым и лишённым фантазии. Павел разрушает их детские мечты своими грубыми словами и поступками.

4. Какие чувства испытали дети при появлении Павла? Почему среди этих чувств был страх?

Дети испытали стыд, неловкость, страх. Им стало стыдно за свою игру, а страх – потому что Павел, взрослый, мог осудить или наказать их, и им было неприятно показать свои фантазии взрослому.

5. Перечитайте последний абзац главы II. Какую роль он играет в развитии сюжета очерка?

Этот абзац подводит итог: он связывает произошедшее с дальнейшим рассказом о том, для чего создан человек. Это переход к главной теме – поиску смысла жизни, и взрослому «уроку» для детей, контраст детских фантазий и взрослой серьезности.