161
1. Кто из героев появляется во второй части очерка? Как он воздействует на детей, их мир?
Во второй части очерка появляется лакей Павел. Он воздействует на детей, разрушая их фантастический мир иллюзий и волшебных представлений о рыбалке, привнося в их мир трезвую действительность и сомнения в собственные занятия.
2. Какие слова противопоставлены в главе II? Пользуясь дополнительной литературой, определите лексическое значение слова «иллюзии». В каком значении употребил его автор?
Противопоставлены слова, описывающие мир фантазии и действительность: «фантастический уголок» и «действительный мир», «волшебная рыба» и «старая бадья с загнившей водой». Лексическое значение слова «иллюзии» – ошибочные представления, мнения, основанные на воображении, не соответствующие действительности. Автор употребил его в значении детских фантазий и воображаемых представлений о рыбалке, которые не имели под собой реальной основы.
3. Выпишите из главы II выражения, характеризующие поведение Павла. Как относится к нему рассказчик? Поясните свою точку зрения.
Выражения, характеризующие поведение Павла: «неприятный и резкий голос», «слишком трезвый, отчасти даже насмешливый», «с серьёзно выпученными и слегка глуповатыми глазами», «Воняет, — сказал Павел презрительно». Рассказчик относится к Павлу с некоторым недовольством и разочарованием, так как Павел разрушает их детские иллюзии и волшебный мир, привнося в него элементы реальности, которые кажутся детям жестокими и лишенными воображения.
4. Какие чувства испытали дети после появления Павла? Почему среди этих чувств есть страх?
Дети испытали смущение, стыд и чувство своей глупости после появления Павла. Среди этих чувств есть страх, так как дети боятся потерять свой волшебный мир и оказаться неспособными защитить свои иллюзии и фантазии перед лицом трезвой действительности, которую представляет Павел.
5. Перечитайте последний абзац главы II. Какую роль он играет в развитии сюжета очерка?
Последний абзац играет роль перехода к глубокому философскому размышлению о смысле жизни и назначении человека. Он указывает на то, что пережитые обстоятельства и столкновение детских иллюзий с реальностью, представленной Павлом, становятся отправной точкой для рассмотрения более широких, глобальных вопросов бытия. Этот момент обозначает перелом в сюжете, когда личный опыт персонажей расширяется до общечеловеческих раздумий, служа основой для дальнейшего развития сюжета и их собственного внутреннего роста.