Обобщение V. Стр. 225-227
Работаем с учебным текстом
Используя текст учебного пособия, представьте развитие белорусской культуры в XIX — начале XXI в. в виде ментальной карты, в основу которой будет положено жанровое разнообразие белорусской культуры.
- Образование
- XIX в.: Императорский Виленский университет, Полоцкая академия
- XX в.: Ланкастерские школы, Горы-Горецкий земледельческий институт
- XXI в.: Участие в Болонском процессе, создание Национального детского технопарка
- Наука
- XIX в.: Основание белорусоведения
- XX в.: Развитие агрономии, медицины, искусственные органы
- XXI в.: Космические исследования, биотехнологии
- Искусство
- XIX в.: Полоцкая академия, народное творчество
- XX в.: Социалистический реализм, национальный театр
- XXI в.: Стрит-арт, современное кино и театр
- Литература
- XIX в.: Народные песни, фольклор
- XX в.: Социалистический реализм, национальное возрождение
- XXI в.: Глобализация, экология, историческая память
- Музыка
- XIX в.: Народные песни и мелодии
- XX в.: Государственный симфонический оркестр, национальные ансамбли
- XXI в.: Фестивали, современные музыкальные коллективы
- Спорт
- XX в.: Развитие олимпийского спорта, национальные достижения
- XXI в.: Строительство спортивных объектов, международные соревнования
Работаем с понятиями
Создайте синквейн для следующих понятий: белорусоведение, белорусизация, метод социалистического реализма.
Белорусоведение:
Исследование,
Культура, история,
Изучать, познавать, сохранять,
Вековая мудрость народа,
Наука.
Белорусизация:
Политика,
Язык, культура,
Восстановить, развивать, применять,
Возрождение национального достояния,
Процесс.
Метод социалистического реализма:
Искусство,
Литература, живопись,
Отображать, вдохновлять, служить,
Прославление героического труда,
Метод.
Систематизируем знания
Определите, какие известные личности из истории Беларуси запечатлены в представленных скульптурных композициях. Опишите исторические события, участниками которых они являлись. Чем объясняется выбор населенного пункта для установки памятника этим деятелям белорусской истории?
1 – Рогнеда и Изяслав, дочь князя Рогволода (князя Полоцкого) и её сын.
2 – Тадеуш Костюшко, политический и военный деятель Речи Посполитой, руководитель восстания 1794 г. Национальный герой Беларуси, Польши и США, почетный гражданин Франции.
3 – Адам Мицкевич, один из величайших поэтов Польши и Литвы, родился на территории современной Беларуси.
4 – Лев Сапега, государственный и военный деятель ВКЛ.
Анализируем и рассуждаем
1. Большинство белорусских писателей и поэтов второй половины XIX — начала ХХ в. использовали различные псевдонимы (вспомните или узнайте настоящие имена Янки Купалы, Якуба Коласа, Мацея Бурачка, Янки Лучины, Тетки, Алеся Гаруна, Змитрока Бядули, Тишки Гартного, Максима Танка и др.). Объясните мотивы, которыми руководствовались авторы при выборе себе творческих имен.
Авторы выбирали псевдонимы, чтобы отразить свою связь с народом, культурой, историческими и социальными идеалами Беларуси, а также для обхода цензуры и политической репрессии.
2. Объясните, почему в послевоенной белорусской школе в одном классе за партами можно было увидеть детей разного возраста. К примеру, в первом классе могли учиться дети как 7, так и 9 лет. С какими еще проблемами пришлось столкнуться системе народного образования БССР во второй половине 1940-х гг. и как они были решены?
После войны в школах учились дети разного возраста из-за военных потерь и разрушения образовательной инфраструктуры. Проблема решалась строительством новых школ и набором учителей для восстановления образовательной системы и ликвидации неграмотности.
Сравниваем
Заполните сравнительную таблицу «Развитие образования на белорусских землях в XIX — начале XXI в.». Сделайте вывод.
Белорусские земли в XIX — начале XX в. | БССР до Великой Отечественной войны | БССР после Великой Отечественной войны | Республика Беларусь | |
Цели государственной образовательной политики | Образование как привилегия, сословный характер | Ликвидация безграмотности, доступное образование для всех | Повышение качества образования, всеобщее среднее образование | Всеобщее и качественное образование на всех уровнях, интеграция в мировое образовательное пространство |
Ступени образования и соответствующие им образовательные учреждения | Начальные школы, гимназии, университеты (для дворянства) | Начальные, средние школы, ПТУ, вузы | Расширение сети ПТУ, вузов, средних специальных учебных заведений | Дошкольное, общее среднее, профессиональное, высшее и послевузовское образование |
Достигнутые результаты в сфере образования | Ограниченный доступ к образованию, высокая грамотность среди дворянства | Массовая ликвидация безграмотности, доступное образование для всех слоев населения | Ликвидация безграмотности, расширение сети учебных заведений | Высокий уровень образованности населения, интеграция в международное образовательное пространство |
Вывод: В ходе истории Беларуси образовательная система претерпела значительные изменения от сословно ориентированной до доступной и качественной для всех слоев населения. В современной Республике Беларусь реализуется многоуровневая система образования, включающая в себя все ступени от дошкольного до послевузовского образования, что способствует повышению общего культурного и профессионального уровня населения и его конкурентоспособности на международном рынке труда.
Устанавливаем причинно-следственные связи
а) Восстания 1830–1831 гг., 1863–1864 гг. на территории Беларуси в XIX в. — закрытие высших учебных заведений:
Восстания на территории Беларуси привели к репрессиям и закрытию высших учебных заведений как меры со стороны властей для подавления национального и освободительного движения.
б) Индустриализация в БССР — массовая ликвидация безграмотности населения:
Индустриализация в БССР потребовала квалифицированных рабочих, что привело к массовым кампаниям по ликвидации безграмотности среди взрослого населения для обеспечения промышленного роста.
Творческое задание
1. Составьте топ-лист мест вашего населенного пункта (района) для посещения их туристами. Подготовьте описание не менее 5 объектов и разработайте план экскурсии по одной из следующих тем: а) «Мой населенный пункт — древний и молодой» (исторический аспект и современность); б) «Населенный пункт в лицах» (места, улицы, памятники, посвященные выходцам с вашей малой родины); в) «Тяжелое эхо войны» (мемориалы и места памяти героев и жертв Великой Отечественной войны).
Экскурсия по Минску: «Мой населенный пункт — древний и молодой»
Введение:
Минск — это столица Республики Беларусь, город с богатой историей и динамично развивающимся современным обликом. Экскурсия предлагает познакомиться как с историческими, так и с современными достопримечательностями города.
План экскурсии:
1) Старый город (Траецкое предместье):
– Краткое описание: самая старая часть города, где сохранились здания 19 века, воссозданная историческая атмосфера.
– Основные объекты: Кафедральный собор Святого Духа, Гостиный двор.
2) Площадь Независимости:
– Краткое описание: центральная площадь Минска, где сосредоточены ключевые административные и культурные здания.
– Основные объекты: Дом Правительства, Центральный универмаг, Красный костёл.
3) Национальная библиотека Беларуси:
– Краткое описание: уникальное архитектурное сооружение, являющееся символом современного Минска.
– Особенности: возможность посетить смотровую площадку.
4) Музей Великой Отечественной войны:
– Краткое описание: первый музей о Великой Отечественной войне в мире, открывшийся в 1944 году.
– Экспозиции: документы, фотографии, личные вещи участников войны.
5) Парк Победы и остров Слез:
– Краткое описание: мемориальный комплекс в честь павших во Второй мировой войне.
– Основные объекты: Час Победы, монумент «Остров Слез» в память о солдатах, погибших в Афганистане.
Завершение экскурсии:
Экскурсия завершается посещением одного из современных арт-пространств или кафе в Траецком предместье, где участники могут обсудить увиденное и поделиться впечатлениями.
2. Для урока по теме «Наш край» соберите коллекцию бытовых вещей и утвари, игрушек, одежды, предметов домашнего обихода, книг, открыток и других предметов XIX–XX вв., которые сохранились в вашей семье, и составьте соответствующие комментарии к ним. Объясните, как они отражают развитие материальной и духовной культуры вашего края.
1) Старинные книги:
– Коллекция содержит издания начала XX века, переданные от прадеда, в том числе «История Беларуси» на белорусском языке.
– Отражение: интерес к истории и культуре своей страны.
2) Семейные фотографии:
– Фотоальбомы с семейными фотографиями, датируемые 1940-1960 годами.
– Отражение: важность семейных традиций и сохранение памяти о предках.
3) Ручная вышивка:
– Скатерти и салфетки, вышитые бабушкой, с национальными узорами.
– Отражение: уважение к народному искусству и ручному труду.
4) Предметы быта:
– Старинная посуда и утварь, которой пользовались в быту.
– Отражение: повседневная жизнь и быт белорусов в прошлом.
5) Игрушки:
– Деревянные игрушки, сделанные дедом для детей.
– Отражение: народное творчество и значение семейных увлечений.