Обобщение V. Стр. 225-227

Работаем с учебным текстом

Используя текст учебного пособия, представьте развитие белорусской культуры в XIX — начале XXI в. в виде ментальной карты, в основу которой будет положено жанровое разнообразие белорусской культуры.

  • Образование
    • XIX в.: Императорский Виленский университет, Полоцкая академия
    • XX в.: Ланкастерские школы, Горы-Горецкий земледельческий институт
    • XXI в.: Участие в Болонском процессе, создание Национального детского технопарка
  • Наука
    • XIX в.: Основание белорусоведения
    • XX в.: Развитие агрономии, медицины, искусственные органы
    • XXI в.: Космические исследования, биотехнологии
  • Искусство
    • XIX в.: Полоцкая академия, народное творчество
    • XX в.: Социалистический реализм, национальный театр
    • XXI в.: Стрит-арт, современное кино и театр
  • Литература
    • XIX в.: Народные песни, фольклор
    • XX в.: Социалистический реализм, национальное возрождение
    • XXI в.: Глобализация, экология, историческая память
  • Музыка
    • XIX в.: Народные песни и мелодии
    • XX в.: Государственный симфонический оркестр, национальные ансамбли
    • XXI в.: Фестивали, современные музыкальные коллективы
  • Спорт
    • XX в.: Развитие олимпийского спорта, национальные достижения
    • XXI в.: Строительство спортивных объектов, международные соревнования

Работаем с понятиями 

Создайте синквейн для следующих понятий: белорусоведение, белорусизация, метод социалистического реализма.

Белорусоведение:

Исследование,
Культура, история,
Изучать, познавать, сохранять,
Вековая мудрость народа,
Наука.

Белорусизация:

Политика,
Язык, культура,
Восстановить, развивать, применять,
Возрождение национального достояния,
Процесс.

Метод социалистического реализма:

Искусство,
Литература, живопись,
Отображать, вдохновлять, служить,
Прославление героического труда,
Метод.

Систематизируем знания

Определите, какие известные личности из истории Беларуси запечатлены в представленных скульптурных композициях. Опишите исторические события, участниками которых они являлись. Чем объясняется выбор населенного пункта для установки памятника этим деятелям белорусской истории?

1 – Рогнеда и Изяслав, дочь князя Рогволода (князя Полоцкого) и её сын.

2 – Тадеуш Костюшко, политический и военный деятель Речи Посполитой, руководитель восстания 1794 г. Национальный герой Беларуси, Польши и США, почетный гражданин Франции.

3 – Адам Мицкевич, один из величайших поэтов Польши и Литвы, родился на территории современной Беларуси.

4 – Лев Сапега, государственный и военный деятель ВКЛ.

Анализируем и рассуждаем

1. Большинство белорусских писателей и поэтов второй половины XIX — начала ХХ в. использовали различные псевдонимы (вспомните или узнайте настоящие имена Янки Купалы, Якуба Коласа, Мацея Бурачка, Янки Лучины, Тетки, Алеся Гаруна, Змитрока Бядули, Тишки Гартного, Максима Танка и др.). Объясните мотивы, которыми руководствовались авторы при выборе себе творческих имен.

Авторы выбирали псевдонимы, чтобы отразить свою связь с народом, культурой, историческими и социальными идеалами Беларуси, а также для обхода цензуры и политической репрессии.

2. Объясните, почему в послевоенной белорусской школе в одном классе за партами можно было увидеть детей разного возраста. К примеру, в первом классе могли учиться дети как 7, так и 9 лет. С какими еще проблемами пришлось столкнуться системе народного образования БССР во второй половине 1940-х гг. и как они были решены?

После войны в школах учились дети разного возраста из-за военных потерь и разрушения образовательной инфраструктуры. Проблема решалась строительством новых школ и набором учителей для восстановления образовательной системы и ликвидации неграмотности.

Сравниваем

Заполните сравнительную таблицу «Развитие образования на белорусских землях в XIX — начале XXI в.». Сделайте вывод.

  Белорусские земли в XIX — начале XX в. БССР до Великой Отечественной войны БССР после Великой Отечественной войны Республика Беларусь
Цели государственной образовательной политики Образование как привилегия, сословный характер Ликвидация безграмотности, доступное образование для всех Повышение качества образования, всеобщее среднее образование Всеобщее и качественное образование на всех уровнях, интеграция в мировое образовательное пространство
Ступени образования и соответствующие им образовательные учреждения Начальные школы, гимназии, университеты (для дворянства) Начальные, средние школы, ПТУ, вузы Расширение сети ПТУ, вузов, средних специальных учебных заведений Дошкольное, общее среднее, профессиональное, высшее и послевузовское образование
Достигнутые результаты в сфере образования Ограниченный доступ к образованию, высокая грамотность среди дворянства Массовая ликвидация безграмотности, доступное образование для всех слоев населения Ликвидация безграмотности, расширение сети учебных заведений Высокий уровень образованности населения, интеграция в международное образовательное пространство

Вывод: В ходе истории Беларуси образовательная система претерпела значительные изменения от сословно ориентированной до доступной и качественной для всех слоев населения. В современной Республике Беларусь реализуется многоуровневая система образования, включающая в себя все ступени от дошкольного до послевузовского образования, что способствует повышению общего культурного и профессионального уровня населения и его конкурентоспособности на международном рынке труда.

Устанавливаем причинно-следственные связи

а) Восстания 1830–1831 гг., 1863–1864 гг. на территории Беларуси в XIX в. — закрытие высших учебных заведений:

Восстания на территории Беларуси привели к репрессиям и закрытию высших учебных заведений как меры со стороны властей для подавления национального и освободительного движения.

б) Индустриализация в БССР — массовая ликвидация безграмотности населения:

Индустриализация в БССР потребовала квалифицированных рабочих, что привело к массовым кампаниям по ликвидации безграмотности среди взрослого населения для обеспечения промышленного роста.

Творческое задание

1. Составьте топ-лист мест вашего населенного пункта (района) для посещения их туристами. Подготовьте описание не менее 5 объектов и разработайте план экскурсии по одной из следующих тем: а) «Мой населенный пункт — древний и молодой» (исторический аспект и современность); б) «Населенный пункт в лицах» (места, улицы, памятники, посвященные выходцам с вашей малой родины); в) «Тяжелое эхо войны» (мемориалы и места памяти героев и жертв Великой Отечественной войны).

Экскурсия по Минску: «Мой населенный пункт — древний и молодой»

Введение:
Минск — это столица Республики Беларусь, город с богатой историей и динамично развивающимся современным обликом. Экскурсия предлагает познакомиться как с историческими, так и с современными достопримечательностями города.

План экскурсии:

1) Старый город (Траецкое предместье):
– Краткое описание: самая старая часть города, где сохранились здания 19 века, воссозданная историческая атмосфера.
– Основные объекты: Кафедральный собор Святого Духа, Гостиный двор.

2) Площадь Независимости:
– Краткое описание: центральная площадь Минска, где сосредоточены ключевые административные и культурные здания.
– Основные объекты: Дом Правительства, Центральный универмаг, Красный костёл.

3) Национальная библиотека Беларуси:
– Краткое описание: уникальное архитектурное сооружение, являющееся символом современного Минска.
– Особенности: возможность посетить смотровую площадку.

4) Музей Великой Отечественной войны:
– Краткое описание: первый музей о Великой Отечественной войне в мире, открывшийся в 1944 году.
– Экспозиции: документы, фотографии, личные вещи участников войны.

5) Парк Победы и остров Слез:
– Краткое описание: мемориальный комплекс в честь павших во Второй мировой войне.
– Основные объекты: Час Победы, монумент «Остров Слез» в память о солдатах, погибших в Афганистане.

Завершение экскурсии:
Экскурсия завершается посещением одного из современных арт-пространств или кафе в Траецком предместье, где участники могут обсудить увиденное и поделиться впечатлениями.

2. Для урока по теме «Наш край» соберите коллекцию бытовых вещей и утвари, игрушек, одежды, предметов домашнего обихода, книг, открыток и других предметов XIX–XX вв., которые сохранились в вашей семье, и составьте соответствующие комментарии к ним. Объясните, как они отражают развитие материальной и духовной культуры вашего края.

1) Старинные книги:
– Коллекция содержит издания начала XX века, переданные от прадеда, в том числе «История Беларуси» на белорусском языке.
– Отражение: интерес к истории и культуре своей страны.

2) Семейные фотографии:
– Фотоальбомы с семейными фотографиями, датируемые 1940-1960 годами.
– Отражение: важность семейных традиций и сохранение памяти о предках.

3) Ручная вышивка:
– Скатерти и салфетки, вышитые бабушкой, с национальными узорами.
– Отражение: уважение к народному искусству и ручному труду.

4) Предметы быта:
– Старинная посуда и утварь, которой пользовались в быту.
– Отражение: повседневная жизнь и быт белорусов в прошлом.

5) Игрушки:
– Деревянные игрушки, сделанные дедом для детей.
– Отражение: народное творчество и значение семейных увлечений.