Обобщение IV. Стр. 181-183

Работаем с учебным текстом

На основе текста учебного пособия составьте тезисный план ответа на вопрос «Исторические деятели, повлиявшие на формирование белорусской национальной идеи, национальной государственности, национального самосознания белорусского народа в конце XIX — начале XX в.».

– В. Дунина-Марцинкевич: вклад в развитие белорусской литературы и культуры.

– Ф. Богушевич: влияние на формирование национальной литературы и самосознания.

– Я. Купала и Я. Колас: вклад в развитие белорусской литературы и языка.

– М. Богданович: развитие белорусской поэзии и поддержка идеи национального самоопределения.

– Братья Луцкевичи, А. Пашкевич (Тетка), K. Костровицкий (Карусь Каганец): основатели Белорусской социалистической громады, внесшие вклад в политическое и культурное самоопределение белорусов.

– Участники национального движения и издатели газеты «Наша Ніва», способствовавшие формированию национального самосознания.

Работаем с понятиями

1. Дайте название облаку слов, определив, какому периоду в истории Беларуси оно посвящено. С точки зрения живущего в это время человека опишите происходящие в стране процессы и выразите свое отношение к ним.

Название: белорусизация.

Этот период посвящен 1920-м годам, когда в БССР проводилась политика белорусизации. Это время активного развития национального языка, культуры, образования, научных и культурных учреждений.

Я отношусь к этому периоду положительно, так как он способствовал укреплению национального самосознания, развитию литературы, искусства и науки на белорусском языке.

2. Объясните значение понятия «тутэйшасць». Почему в современном мире понятие малой родины существенно самоактуализируется?

Тутэйшасць — это понятие, означающее приверженность местным традициям, культуре и образу жизни, при этом избегая крайних националистических проявлений.

В современном мире понятие малой родины самоактуализируется, так как люди стремятся сохранить свою уникальность и культурное разнообразие в условиях глобализации.

Систематизируем знания

Предложите свою периодизацию формирования белорусской нации, указав временные рамки, названия этапов, характерные черты каждого из них. Ответ запишите в тетради.

– XIII–XVI вв.: Формирование этнической территории белорусов.

– XIX–начало ХХ в.: Рост национального самосознания, влияние культурных деятелей.

– 1920-е гг.: Политика белорусизации, укрепление национального самосознания.

– 1991 г. и далее: Обретение независимости, развитие современного белорусского государства.

Анализируем и рассуждаем

1. Для чего каждому народу необходима своя национальная идея?

Национальная идея необходима для консолидации общества, формирования общих целей и задач, укрепления национального самосознания и чувства принадлежности к своему народу.

2. Какая национальная идея объединяла белорусов в разные периоды нашей истории?

В разные периоды это были идеи национального возрождения, стремление к собственной государственности, развитие культуры и языка, а также идея независимости и суверенитета.

3. Какие исторические условия влияли на формирование белорусской национальной идеи в разное время?

– Политика русификации и полонизации.
– Влияние культурных и образовательных деятелей конца XIX–начала ХХ в.
– Периоды войн и конфликтов, способствующие росту национального сознания.
– Политика белорусизации в 1920-е годы.
– Обретение независимости в 1991 году.

4. Определите причины и последствия проведения антирелигиозной политики в БССР. Как она отразилась на повседневности и мировоззрении белорусов; на сохранении духовного и историко-культурного наследия Беларуси?

Причины: стремление советской власти к созданию атеистического общества, контроль над сферой вероисповедания.

Последствия: ущерб духовному и культурному наследию, потеря религиозных традиций, снижение роли религии в общественной жизни.

Это отразилось на мировоззрении белорусов, сократило количество действующих религиозных учреждений и ограничило практику вероисповедания.

Устанавливаем причинно-следственные связи

Объясните взаимосвязь между следующими историческими событиями и явлениями:

а) Конфессиональная политика государства и общественно-политические и культурные процессы на территории Беларуси:

Конфессиональная политика, направленная на поддержку православия и ограничение влияния других конфессий, способствовала формированию моноконфессионального пространства, что влияло на культурное и общественное развитие, приводило к конфликтам и напряженности в обществе.

б) Многонациональный состав населения Беларуси и формирование менталитета белорусов:

Многонациональный состав способствовал формированию толерантности, гостеприимства и миролюбия как характерных черт менталитета белорусов. Взаимовлияние культур обогатило белорусскую культуру, язык и традиции.

Примерные направления для исследовательских и проектных работ

1. Менталитет каждого народа находит наиболее яркое отражение в фольклоре. Найдите и проанализируйте белорусские народные пословицы, поговорки, сказки, песни, в которых раскрывается отношение белорусов к миру, к другим людям и к самим себе. Представьте полученный вами результат в любой удобной и интересной для вас форме (проект, сообщение, эссе, видеоролик, лэпбук и т. д.).

Белорусские народные сказки, песни и поговорки отражают любовь к родной земле, уважение к труду, миролюбие и гостеприимство, что является выражением основных черт национального менталитета.

2. Представьте в виде презентации или инфографики современные национальный, социальный и конфессиональный портреты Беларуси, взяв за основу текст учебного пособия, данные Национального статистического комитета Республики Беларусь и проведя опрос среди определенной выборки людей (друзья, одноклассники, их родители). Сравните полученные данные. Оцените степень достоверности каждого из используемых вами источников информации.

На основе данных Национального статистического комитета и опроса, современный портрет Беларуси характеризуется многонациональным и многоконфессиональным составом, высоким уровнем толерантности и мирного сосуществования различных этнических и религиозных групп. Данные опроса и официальная статистика в целом совпадают, подтверждая открытость и многообразие белорусского общества.

Творческое задание

Для урока по теме «Наш край» соберите описание бытовых, религиозных, трудовых, досуговых и других традиций, обычаев и обрядов, которые существуют в вашей семье. Составьте к ним необходимые комментарии. Определите, какие традиции сложились сами по себе, а какие были сознательно привнесены в связи с определенными процессами в развитии нашей страны. Объясните, как традиции и обычаи вашей семьи связаны с этническими и конфессиональными процессами, которые проходили на территории Беларуси в XIX–ХХ вв.

В моей семье соблюдаются традиции, связанные с празднованием религиозных праздников, национальной кухней, семейными обрядами. Эти традиции формировались под влиянием исторических условий и этнического состава населения Беларуси. Они связаны с белорусскими, русскими и польскими культурными и религиозными традициями, отражая многонациональный и многоконфессиональный характер страны.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_11, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!